СЛУХОВЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА СКРИПКЕ В
СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Саттыбаева Д.К.,
Бекмагамбетова М.Х.,
Муканов А.Т.
Обучение игре на скрипке в системе дополнительного образования представляет собой процесс двухсторонней активности преподавателя и
учащегося, который осуществляется разными методами. Понятие «метод» означает путь познания или исследования, и, в данной области - это последовательные действия преподавателя и учащегося, которые обеспечивают освоение навыков игры на скрипке. Важнейшее место в
системе методов обучении будущих музыкантов занимают слуховые методы. Прежде чем приступить к рассмотрению слуховых методов в обучении игре на скрипке, остановимся на самом понятии музыкальный слух. Как известно, музыкальный слух представляет собой главную составляющую в системе музыкальных способностей человека, которые позволяют ему полноценно воспринимать музыку. Музыкальный слух – «способность различать и представлять характеристики и свойства звуков, созвучий, звуковых структур, которые имеют выразительное и смыслообразующее значение в музыке» [1, C.15].
Условно музыкальный слух разделяют на «внешний» и «внутренний», исходя из направленности энергии активности слуха, а именно вовне – к звучащему материалу, или вовнутрь – от осознания чувственных впечатлений и переживаний к созданию воспринятого образа.
В сфере музыкального искусства музыкальный слух необходим для успешной творческой деятельности. Об этом хорошо высказался замечательный композитор и педагог Р.Шуман в своей книге «Жизненные правила для музыкантов». В частности он оставил такие замечательные рекомендации для музыкантов: «Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами» [2, C.7]. Музыкальный слух учащихся в системе дополнительного образования развивается как бы спонтанно, и в тоже время совершенствуется при использовании соответствующих приемов. В первую очередь, формирование музыкального слуха направлено на восприятие звуков, определения их высотного положения, нескольких звуков, мотивов, мелодии, интервалов, аккордов и т.д. Отсюда формирование
музыкального слуха осуществляется рядом приемов, например, при восприятии и исполнении мелодий. Постепенно происходит накопление
учащимся мелодических слуховых впечатлений. Поэтому именно слышание, слуховое осознание музыки очень важно в исполнительской деятельности музыканта. Музыкальный слух не только управляет игровым исполнительским аппаратом, но контролирует качество
извлекаемого звука, что способствует созданию музыкальных образов. Сформированные слуховые навыки служат работе над звуком, ведь звуковая выразительность способствует воплощению художественно-образного содержания произведения. Способность к слуховому представлению образует «основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения» [3, C.335].
Слуховые методы обучения способствуют умению пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту
способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в
воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении.