Любое направление танца несет в себе определенные задачи внутреннего содержания. Народный танец отражает народную душу, историко-бытовой - дух времени, бальный - этикет и эстетику высших слоев общества, классический - чистоту линий и самолюбование танцора, владеющего сложными элементами, ну а современный – свободу самовыражения при полном понимании и контроле внутренних процессов души и тела.
Несмотря на множество различных направлений современного танца, их объединяет одна общая черта – это внимание к импровизации на всех этапах обучения танца. Импровизация – это отличительный признак современного танца. Можно сказать, что именно она обозначает саму душу этих танцев, их жизненную силу и притягательность, ведь импровизация дает свободу самовыражению. Так как, танец не планируется заранее – он не всегда получается сложным по хореографии, зато всегда стремится быть эмоциональным, интересным, актуальным и живым.
Импровизация происходит от лат. improvisus — неожиданный, внезапный. Импровизация означает произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс создания. Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре.
Танцевальная импровизация – это выражение личности через танец. Суть танцевальной импровизации в мгновенности, отзывчивости, взаимодействии, процессе и исследовании. Умение импровизировать в танце — это умение выгодно использовать своё тело и его возможности, а также пространство и собственные представления о нём.
С одной стороны, импровизация возможна, когда танцор умеет достаточно хорошо владеть своим телом и ориентируется в пространстве. С другой - импровизация имеет накопительный эффект, т.е. чем чаще мы импровизируем, тем более лучше у нас это получается. Поэтому наряду с обучением основ любого современного танца, нужно параллельно обучать танцоров умению импровизировать.