Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Специфика обучения русскому языку воспитанников детских садов с государственным языком обучения

Специфика обучения русскому языку воспитанников детских садов с государственным языком обучения

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Aa200020070565

Наша страна в силу исторических причин является многонациональным государством, в котором проживают представители более 100 народностей. Языком межнационального общения полиэтнического и многоконфессионального государства официально является русский язык. Обучение русскому языку в Республике Казахстан осуществляется в несколько этапов и начинается в дошкольном образовании, что обеспечивает преемственность и прочность усвоения знаний в дальнейшем в школе. Целесообразность обучения русскому языку с дошкольного возраста обусловлена тем, что данный период развития ребенка характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, быстрым и более легким усвоением умений и навыков. Этот период является наиболее благоприятным для овладения языком в силу определённых психических особенностей детей: у них ярко выражена активная память, легко формируется положительная мотивация речевой деятельности, в раннем детстве ребенок без особых усилий усваивает и один, и два языка, потому что это происходит при помощи одного и того же мыслительного процесса. Языковая способность человека нейтральна в отношении того, какой язык и сколько языков (в разумных пределах) усваиваются ребенком. Она рассчитана на то, чтобы он стал двуязычным. Дошкольный возраст замечателен тем, что дети лишены предрассудков: они не боятся допустить ошибки, легко воспринимают общение с людьми, не такими, как они сами, не разочарованы в своих собственных возможностях. Вместе с тем существуют определённые особенности, этапы в усвоении языка воспитанниками дошкольных учреждений.

В организованной учебной деятельности обучение ведется исключительно в устной форме. В процессе системной и целенаправленной работы воспитанники детских садов учатся воспринимать русский язык на слух и говорить на русском языке в пределах лексических тем, предусмотренных программой. В результате они должны пополнить словарный запас лексическими единицами русского языка, научиться правильно образовывать и использовать грамматические формы, создавать синтаксические конструкции и несложные образцы связной речи. Главная цель данных занятий – вызвать речевую активность детей, стимулировать разговорную речь, добиваться правильности русской речи, развивать речевые и познавательные способностей ребенка.

Формы организации процесса обучения русскому языку могут быть разными: занятия, развлечения, концерты, спектакли, путешествия, мини - квесты. Однако основной формой обучения являются занятия, которые должны проводиться в первой половине дня, желательно не менее 2 раз в неделю. Так как у детей дошкольного возраста могут возникать барьеры в связи с непривычными звуками русского языка, в начале каждого занятия необходимо в игровой форме проводить фонетические упражнения, которые будут способствовать развитию чёткого произношения звуков и слогов русской речи. Речь самого педагога должна быть четкой, ясной, без фонетических, лексических и грамматических ошибок и служить образцом для подражания, что является одним из главных условий успешности обучения.

Основная часть занятия должна быть согласно теме посвящена знакомству детей с новыми словами, словосочетаниями, которые объединяются в группы по смысловому признаку (в соответствии с темой). Темы занятий отражают доступный ребенку окружающий его мир. Осуществляется ведущий принцип обучения – от простого к сложному, от близкого к далекому, с самых понятных для ребенка тем: «Моя семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Игрушки», «Мои друзья». Раскрывать значение новых слов призваны средства наглядности: муляжи, картинки, игрушки, показ действий. Для воспитателя, обучающего детей русскому языку, облегчает образовательный процесс и использование таких форм наглядности как карточки, иллюстрации, игрушки, аудиоматериалы, а игровые технологии способствуют повышению познавательной активности детей и воспитанию любви к русской речи. Безусловно, необходимо обязательно включать в процесс занятия подвижные игры, игровые переменки на русском языке. Чем разнообразнее деятельность педагога в ходе занятия, тем лучше материал будет усваиваться детьми. В режимные моменты, в ходе свободных игр, в непосредственном общении с детьми необходимо вводить речевые конструкции разговорной речи, как можно больше погружать детей в языковую среду. Для повышения мотивации нужно демонстрировать все звукоизобразительное богатство русской речи: как говорят животные, шумит дерево, воет ветер, капают капли, как укладывают спать, утешают, развлекают, желают счастья, хвалят.

Необходимой психологической предпосылкой общения детей на неродном языке является организация новых игр, которые строятся на азарте, соперничестве, фантазии, необычных обстоятельствах, новых ролях; приветствуется использование в обучении таких приемов, как шутка, юмор, парадокс. Песни и стихи так же служат и для развития интереса к русской речи, для создания благоприятного эмоционального настроя, средством релаксации и выполняют развивающую функцию, содействуя эстетическому воспитанию детей и раскрытию их творческих способностей. Разучивание песен, стихов, скороговорок, пословиц, рифмовок призвано поддержать интерес детей к изучению языка и закрепить навыки произношения. Планируя работу по обучению детей русскому языку, воспитатель должен обязательно учитывать специфику русско-казахского двуязычия, речевую обстановку в группе, в семьях, уровень понимания детьми русского языка. Каждое занятие должно предусматривать комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно должна вестись работа над фонетическими, лексическим, грамматическими аспектами языка, формированием навыков связной речи.

Педагогу необходимо помнить, что атмосфера занятий по обучению русскому языку оставляет тот след в душе ребенка, который превращается в почву для восприятия людей иной культуры. Только в положительной обстановке воспитываются дружеские чувства к другим языкам, национальностям и культурам. Привыкнув с детства считаться с тем, что существуют разные языки и традиции, ребенок, став взрослым, легче найдет свое место в мультикультурном мире.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты