Наша страна в силу исторических причин является многонациональным государством, в котором проживают представители более 100 народностей. Языком межнационального общения полиэтнического и многоконфессионального государства официально является русский язык. Обучение русскому языку в Республике Казахстан осуществляется в несколько этапов и начинается в дошкольном образовании, что обеспечивает преемственность и прочность усвоения знаний в дальнейшем в школе. Целесообразность обучения русскому языку с дошкольного возраста обусловлена тем, что данный период развития ребенка характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, быстрым и более легким усвоением умений и навыков. Этот период является наиболее благоприятным для овладения языком в силу определённых психических особенностей детей: у них ярко выражена активная память, легко формируется положительная мотивация речевой деятельности, в раннем детстве ребенок без особых усилий усваивает и один, и два языка, потому что это происходит при помощи одного и того же мыслительного процесса. Языковая способность человека нейтральна в отношении того, какой язык и сколько языков (в разумных пределах) усваиваются ребенком. Она рассчитана на то, чтобы он стал двуязычным. Дошкольный возраст замечателен тем, что дети лишены предрассудков: они не боятся допустить ошибки, легко воспринимают общение с людьми, не такими, как они сами, не разочарованы в своих собственных возможностях. Вместе с тем существуют определённые особенности, этапы в усвоении языка воспитанниками дошкольных учреждений.
В организованной учебной деятельности обучение ведется исключительно в устной форме. В процессе системной и целенаправленной работы воспитанники детских садов учатся воспринимать русский язык на слух и говорить на русском языке в пределах лексических тем, предусмотренных программой. В результате они должны пополнить словарный запас лексическими единицами русского языка, научиться правильно образовывать и использовать грамматические формы, создавать синтаксические конструкции и несложные образцы связной речи. Главная цель данных занятий – вызвать речевую активность детей, стимулировать разговорную речь, добиваться правильности русской речи, развивать речевые и познавательные способностей ребенка.
Формы организации процесса обучения русскому языку могут быть разными: занятия, развлечения, концерты, спектакли, путешествия, мини - квесты. Однако основной формой обучения являются занятия, которые должны проводиться в первой половине дня, желательно не менее 2 раз в неделю. Так как у детей дошкольного возраста могут возникать барьеры в связи с непривычными звуками русского языка, в начале каждого занятия необходимо в игровой форме проводить фонетические упражнения, которые будут способствовать развитию чёткого произношения звуков и слогов русской речи. Речь самого педагога должна быть четкой, ясной, без фонетических, лексических и грамматических ошибок и служить образцом для подражания, что является одним из главных условий успешности обучения.
Основная часть занятия должна быть согласно теме посвящена знакомству детей с новыми словами, словосочетаниями, которые объединяются в группы по смысловому признаку (в соответствии с темой). Темы занятий отражают доступный ребенку окружающий его мир. Осуществляется ведущий принцип обучения – от простого к сложному, от близкого к далекому, с самых понятных для ребенка тем: «Моя семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Игрушки», «Мои друзья». Раскрывать значение новых слов призваны средства наглядности: муляжи, картинки, игрушки, показ действий. Для воспитателя, обучающего детей русскому языку, облегчает образовательный процесс и использование таких форм наглядности как карточки, иллюстрации, игрушки, аудиоматериалы, а игровые технологии способствуют повышению познавательной активности детей и воспитанию любви к русской речи. Безусловно, необходимо обязательно включать в процесс занятия подвижные игры, игровые переменки на русском языке. Чем разнообразнее деятельность педагога в ходе занятия, тем лучше материал будет усваиваться детьми. В режимные моменты, в ходе свободных игр, в непосредственном общении с детьми необходимо вводить речевые конструкции разговорной речи, как можно больше погружать детей в языковую среду. Для повышения мотивации нужно демонстрировать все звукоизобразительное богатство русской речи: как говорят животные, шумит дерево, воет ветер, капают капли, как укладывают спать, утешают, развлекают, желают счастья, хвалят.
Необходимой психологической предпосылкой общения детей на неродном языке является организация новых игр, которые строятся на азарте, соперничестве, фантазии, необычных обстоятельствах, новых ролях; приветствуется использование в обучении таких приемов, как шутка, юмор, парадокс. Песни и стихи так же служат и для развития интереса к русской речи, для создания благоприятного эмоционального настроя, средством релаксации и выполняют развивающую функцию, содействуя эстетическому воспитанию детей и раскрытию их творческих способностей. Разучивание песен, стихов, скороговорок, пословиц, рифмовок призвано поддержать интерес детей к изучению языка и закрепить навыки произношения. Планируя работу по обучению детей русскому языку, воспитатель должен обязательно учитывать специфику русско-казахского двуязычия, речевую обстановку в группе, в семьях, уровень понимания детьми русского языка. Каждое занятие должно предусматривать комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно должна вестись работа над фонетическими, лексическим, грамматическими аспектами языка, формированием навыков связной речи.
Педагогу необходимо помнить, что атмосфера занятий по обучению русскому языку оставляет тот след в душе ребенка, который превращается в почву для восприятия людей иной культуры. Только в положительной обстановке воспитываются дружеские чувства к другим языкам, национальностям и культурам. Привыкнув с детства считаться с тем, что существуют разные языки и традиции, ребенок, став взрослым, легче найдет свое место в мультикультурном мире.