Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Работа с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями

Работа с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Юлия Александровна03 458

Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы.  Работе с родителями детей с ОВЗ (ОВЗ - ограниченные возможности здоровья) уделяется большое внимание. Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Цель работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ – создание и реализация модели конструктивного взаимодействия с родителями, в рамках которой будет осуществляться повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:

  1. Организация психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в вопросах воспитания и развития детей.
  2. Вовлечение родителей в деятельность учреждения для создания единой образовательной среды и успешной социализации детей в обществе.
  3. Формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй.

Предполагаемый результат:

1.        Повышение уровня компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их активности в образовательном процессе.

2.        Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в жизнь образовательного учреждения.

3.        Создание безопасной среды для успешной социализации и формирования взаимного доверия между семьей и организациями образования.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

В основу построения модели конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников положены теоретические заключения Н.Н. Обозова, Л.В. Байбородовой, Ю.А. Верхотуровой. В рамках данной модели конструктивное взаимодействие выстраивается поэтапно.

1 этап – взаимопознание (длится в течение месяца). Это этап диагностики, в течение которого собирается информация об особенностях функционирования семьи, выявляются их запросы на формы и методы обучения и проблемы, которые испытывают дети и родители - преимущественно опросными методами (индивидуальными  диагностическими беседами с родителями, анкетирование, беседы, диспуты).  

2 этап – взаимопонимание (до 1 месяца).

На этом этапе все участники образовательного процесса приходят к пониманию друг друга, выбирают подходящие способы для коммуникации и т. п. Разрабатываются индивидуальные программы для детей, в которых прописаны формы работы, методы, используемые технологии  и т.д.

3 этап – взаимоотношения и взаимные действия – Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы.

4 этап –  анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.

На каждом этапе работе с родителями используются следующие направления в работе:

Наглядно-информационные  - ознакомление родителей с организацией образования, особенностями его работы, особенностями воспитания детей с ОВЗ, с педагогами (настенные информационные стенды, информационные заметки в социальных сетях, буклеты)

Просветительские ознакомление родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей с ОВЗ, формирование у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей(конференции, семинары – практикумы, семейный клуб, тренинги, совместные праздники, открытые занятия, дни открытых дверей, круглые столы, мастер – классы, квест-игры,  и прочее).

Досуговые – используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми установление доверительных отношений. Детям и родителям предоставляется возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах.  

Работа с родителями  проводится в течение  длительного времени, и дает следующие положительные результаты: 

  • родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; 
  • убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; 
  • формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, доверительное отношение к сотрудникам организации образования.

        Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

В условиях дистанционного обучения разработана система работы с родителями с использованием ИКТ. В эту систему входят:

- компьютерные презентации;

- обучающие видеоролики;

- развивающие игры;

- интернет-ресурсы.

В течение всего учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей специалистами. Психологами и учителями проводятся тематические групповые и индивидуальные консультации для родителей на темы:  «Развитие памяти ребёнка с помощью дидактических игр», «Игротека в кругу семьи», «Рука развивает мозг» и т.д. Учитель-дефектолог консультирует родителей по вопросам:
- развития интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер ребенка;

- в начале, середине и конце года сообщает о результатах обследования, об особенностях психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны;

- обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения;

- показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять задания на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику, закреплять полученные знания в бытовых ситуациях и повседневной жизни;

- подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.

При проведении групповых форм работ родители учатся правильно проводить с детьми занятия по развитию мелкой моторики, которые они могут проводить дома. Совместные занятия детей и родителей позволяют не только повысить педагогические знания родителей, но и научить их учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в ходе совместного выполнения с ним. 

Вера родителей в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Сотрудничество педагогов и родителей в доброжелательном стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении учебного материала лежит в основе всей коррекционной работы.

План работы с родителями,

воспитывающих детей с ограниченными возможностями



Тема консультации и содержание

Сроки

Ответственный

Просветительское направление

1. Консультация по теме: «Организация обучения с использованием дистанционных технологий»; 

октябрь

Зам.директора по УВР

2. Консультация по теме: « Особенности обучения учащихся, имеющие различные нарушения»; 

декабрь

Медработник, кл.рук.

3. Консультация по теме: « Особенности обучения учащихся, имеющие нарушения зрения, слуха»; 

ноябрь

Медработник, кл.рук.

4. Консультация по теме: «Влияние родительского стиля воспитания детей на формирование личности»;

февраль

Кл.рук.

5. Консультация по теме: « Проблема адаптации первоклассников в школе».

Сентябрь, октябрь, март

Учитель, Зам.директора по УВР, логопед

6. Консультация по вопросам изучения законов, инструктивных писем, приказов по обучению и воспитанию детей с ОВЗ

Август-сентябрь

Директор, Зам.директора по УВР

Профориентационное направление

1.Консультация по теме: «Готовность школьника с ОВЗ к профессиональному самоопределению» (для родителей учащихся 9-11 классов)

ноябрь

Кл.рук.

2.Консультация по теме: « Выраженность профессиональных интересов, наличие определенных способностей к определенному виду профессиональной деятельности или области знаний».

декабрь

Кл.рук.

3.Консультация по теме: «Ознакомление с путями приобретения профессии, знакомство с рынком труда» (для родителей учащихся 9-11 классов)

В течении учебного года

Сп. центра занятости, кл. руководитель.

4.Консультация по теме: «Как  и когда правильно приобщать школьника к знакомству с миром профессий и деловых людей?» (для родителей учащихся 5-9 классов)

- Мини-игра «Все работы хороши, выбирай на вкус» (с привлечением детей с ОВЗ)

апрель

Кл.рук.

Здоровьесберегающее направление

1.Консультация по теме: « Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов» (с приглашением врача – педиатра).

сентябрь

Медработник, кл.рук.

2.Консультация – практикум: «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома»

Октябрь, февраль

Кл.руководитель, учитель физкультуры.

3.Консультация по теме: «Режим дня ребенка»

январь

Кл.рук

4.Консультация для родителей по составлению индивидуальных планов с детьми, имеющими отклонения в здоровье.

-Буклет с комплексом упражнений.

декабрь

Кл.рук, учитель физкультуры, педиатр.

5. Консультация по теме: «Садимся за уроки»

-Памятка для родителей «Как правильно организовать домашнее задание»

март

Уч. предметники

Направление по проблеме развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

1.Консультация – презентация «Особенности развития памяти у детей с ОВЗ»

- Буклет «Игры для развития памяти»

- Игровой практикум «Играем – развиваем» (для родителей)

сентябрь

Психолог, учителя - предметники

2.Бинарная консультация «Специалисты о развитии памяти у детей с ОВЗ»

-Буклет «Игры для развития внимания и усидчивости»

-Игровой тренинг «Игры в кругу»

ноябрь

Психолог,дефектолог

3.Практическая консультация «Новогодние каникулы: проводим с пользой» (с участием детей)

декабрь

ЗДВР, кл.рук.

4.Консультация – тест «Правильно ли мы говорим»

- Практическое занятие «Говорящие игры»

- Памятка для родителей «Лучшие игры для развития речи»

февраль

логопед

5.Консультация – практикум «Особенности мышления детей с ОВЗ» (с практическими играми и упражнениями, посещение различных уроков по желанию родителей)

- Буклет «Игры для развития мышления»

март

Учителя-предметники, Зам.директора по УВР,

ЗДВР

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты