Одна из актуальных проблем казахстанского общества - формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности - креативность, активность, социальная ответственность, высокообразованность, успешность.
Уровень развития современного общества, его запросы, совершенствование научно-технических основ общественного производства, инновационные процессы в образовании предъявляют все возрастающие требования к повышению качества образования. Эта объективная потребность обусловливает необходимость исследования педагогических факторов, способствующих социальной и моральной успешности учащихся.
В Концептуальных основах воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жаңғыру» выделяется Концепция воспитания как педагогического компонента социализации ребенка. Основная идея концепции: воспитание есть педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности [1].
В образовании ХХI века один из главных приоритетов - повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, при этом нравственное осмысление достижения успеха в жизни приобретает особую значимость. Изучение теоретических источников и практического опыта педагогов показывают, что современная молодежь стремится к получению таких знаний, которые будут способствовать достижению успеха в жизни.
В Стратегии развития Казахстан-2050 выдвигается перед системой образования стратегическая цель: «наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого? Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования [2].
В Законе «Об образовании Республики Казахстан» (статья 11) отмечается, что задачей системы образования является: «создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики» [3].
Задача современного образования – сформировать у школьников умения и навыки овладения социальными и учебными действиями, что позволяет им вести широкую поисковую деятельность, направленную на изучение сфер, способствующих формированию успешности, становлению успешной личности.
«Успех» в толковом словаре определяется как положительный результат [4]. Но успех успеху рознь, в особенности, если речь идет о подростках с проблемами в адаптации к учебно-воспитательному процессу. Следовательно, необходимо выявить те факторы, которые определят суть успешной деятельности.
Программы общеобразовательной школы ориентированы на среднестатистического ребенка, имеющего определенный уровень психического развития и подготовки. Кроме того, в последнее время отмечается тенденция к усложнению школьных программ и ребенок с теми или иными проблемами, влияющими на его успехи в учебе и способность адаптироваться к школьной системе и коллективу, оказывается в незавидном положении. Для многих детей темп и объем программы оказываются чрезмерными, в результате возникает школьная дезадаптация. Анализ имеющейся литературы, научных источников показал, что проблема успешности в обучении в основном рассматривается как путь достижения результатов в социально-значимой деятельности. При ведущей и направляющей роли педагога обеспечивается полноценное усвоение школьниками знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способностей.
На основе анализа научных источников установлено, что личность успешного ученика характеризует: высокая мотивация, интерес к учению, творческий подход к усвоению знаний, умений и навыков, прилежание; проявление любознательности в различных областях знаний; адекватная самооценка и положительный статус в коллективе; умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать объективную оценку работам других детей; умение радоваться своим достижениям и переживать удачи, сопереживать одноклассникам; способность к самоанализу и стремление понять мотивы поступков окружающих [5].
Первоочередным условием предупреждения отклоняющегося поведения должно стать решение проблем школьной неуспешности, приводящих к различным формам социальной дезадаптации. Неуспеваемость и нарушения поведения – это крайние проявления школьной дезадаптации, кроме того в общеобразовательных учреждениях имеется большая группа детей, испытывающих временные трудности в обучении, они и составляют группу риска школьной дезадаптации.
Дезадаптация - это какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, патологических процессов [6]. Дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами. К причинам школьной дезадаптации можно отнести:
1. Недостаточная подготовка ребенка к школе: ему не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.
2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.
3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).
4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.
Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.
Учебная дезадаптация имеет три уровня:
1. Низкий уровень дезадаптации характеризуется хорошей и удовлетворительной успеваемостью по учебному предмету, сформированностью компонентов учебной деятельности, эпизодическими затруднениями в освоении учебного материала, индифферентным отношением к учебе.
2. Средний - характеризуется периодической неаттестацией по итогам учебных четвертей в течение года по учебному предмету, периодическими пропусками занятий, отрицательным отношением к учителю и учебному предмету, недостаточной степенью сформированности компонентов учебной деятельности.
3. Высокий - характеризуется стойкой неуспеваемостью, итоговой неаттестацией за год по учебному предмету, второгодничеством, систематическими пропусками занятий, отрицательным отношением к школе и учебному предмету, несформированностью компонентов учебной деятельности.
Учащиеся в разные периоды обучения могут находиться на разных уровнях и при условии правильной педагогической поддержки перейти с низкого уровня к уровню адаптации. Критериями учебной адаптации являются: сформированность компонентов учебной деятельности, абсолютная общая успеваемость, повышение качественной успеваемости и мотивации к изучению школьных предметов [7].
Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа. Школа выполняет многообразные функции: обучает; воспитывает; социализирует (стихийно, целенаправленно). Ребенок, попав в школу, обретает новые факторы, влияющие на отношения ребенка к себе, к школе, на статус ребенка в классе, дома.
Задача педагога-психолога - найти возможности поощрять слабых учеников за достижения (за улучшения), дети должны получать положительные эмоции от школы, должны чувствовать свою нужность, ответственность. Интерес к учебе и успехам ребенка (а не контроль за учебой) со стороны учителей и родителей улучшает успеваемость. Нарушение взаимоотношений с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, увеличивает школьные трудности.
Внутренние факторы школьной дезадаптации: соматическая ослабленность; (минимальные мозговые дисфункции), нарушение формирования отдельных психических функций, нарушение познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, моторика); особенности темперамента (слабая нервная система, взрывной характер реакций); личностные особенности ребенка (акцентуации характера); особенности саморегуляции поведения; уровень тревожности; высокая интеллектуальная активность; вербализм; шизоидность.
Кроме того, факторами школьной успеваемости являются уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, общее развитие интеллектуальной сферы, эмоциональная зрелость и личностные качества. Ведущими у более успешных детей оказались социальные мотивы - стремление к успеху и уважению, а у неуспешных - избегание неудач. Трудности в учении у некоторых школьников имеют разную психическую природу. В работе H.A. Менчинской в основу деления неуспевающих школьников на типы положены два комплекса черт: 1) обучаемость, характеризующаяся различной способностью к усвоению знаний и способов деятельности и 2) направленность личности, отношение к учению, к школе, его мотивация [8, с.38].
По мнению учителей, успешные или «лучшие» ученики обладают трудолюбием, целеустремленностью, тактичностью, старательностью, исполнительностью и желанием изучать предмет. Среди «лучших» учеников соотношение мальчиков и девочек - 1:5. Неуспешные ученики - ленивые, неряшливые, жестокие, неискренние и не желающие учиться. Большое значение для школьной успешности и психического здоровья подростков имеют устойчивые индивидуально-психологические особенности. По мнению многих специалистов в области образования нельзя решать задачи учебной деятельности, подходя к каждому учащемуся со стереотипными приемами и методами Характерологические особенности «окрашивают» учебную деятельность, сказываются на ее стиле, а иногда и на ее результатах. На рисунке 1 представлены факторы успешности подростка в учебно-воспитательном процессе.
Рисунок 1.- Факторы успешности подростка в учебно-воспитательном процессе
Социальными факторами школьной успешности учащихся в современных условиях являются возраст, уровень образования и профессиональный статус родителей, состав, доход и условия проживания семьи. Поведенческие и эмоциональные проблемы учащихся связаны с количеством детей в семье; уровнем общения со сверстниками. Применительно к подростковому возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы). В то же время нельзя не рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания подростка, поскольку в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена.
Факторы, влияющие на успешность обучения и воспитания, наполнились современным содержанием, поэтому требуется изучение их в новых социальных условиях. На основании вышеизложенного сформулируем показатели успешности подростка в учебно-воспитательном процессе: положительный статус подростка в семье; достижения в учебной деятельности; одобрение учителя; признание референтной группой; адаптация к учебно-познавательному процессу [9].
Педагогически целесообразное их использование или учет позволит создать ситуацию успеха или максимально приблизить ее для каждого участника педагогического процесса; повысить успешность обучения и воспитания подростков, которая имеет сложную динамическую структуру и личностно-эмоциональные характеристики.
Психолого-педагогические ожидаемые результаты успешности подростка в учебно-воспитательном процессе: успешность учащихся - необходимое условие:
- психологического благополучия школьников, основа их здоровья, успешной адаптации в учебно-воспитательном процессе;
- включения учащихся в деятельность;
– необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;
- как социально-психологический механизм воспитания связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости;
- гуманистический стиль взаимоотношений педагога и учащегося, общения подростков друг с другом, учителей друг с другом;
- результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения, самовыражения;
- контекст культуры школы, норма полноценной жизни ребенка, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира, моделью мира успеха или неуспеха;
- атрибут ученика, и учителя, как отдельной личности, так и группы, всего школьного сообщества;
- подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.
Для повышения уровня успешности дездаптированных подростков в учебно-воспитательном процессе необходимо: обеспечить возникновение познавательного интереса, познавательной самостоятельности, содействовать стремлению удовлетворить потребности подростка в самостоятельности и самооценке; оказать помощь в адаптации у учебно-воспитательному процессу; формировать активную жизненную позицию, включая подростка в различные виды социально-коммуникативной деятельности; осуществлять своевременную диагностику уровня дезадаптации учащихся.