Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Факторы успешности реабилитации дезадаптированных подростков в учебно-воспитательном процессе

Факторы успешности реабилитации дезадаптированных подростков в учебно-воспитательном процессе

ya_socials
Опубликовано:
Автор: sveta_vlaseno0560

Одна из актуальных проблем казахстанского общества - формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности - креативность, активность, социальная ответственность, высокообразованность, успешность.

Уровень развития современного общества, его запросы, совершенствование научно-технических основ общественного производства, инновационные процессы в образовании предъявляют все возрастающие требования к повышению качества образования. Эта объективная потребность обусловливает необходимость исследования педагогических факторов, способствующих социальной и моральной успешности учащихся. 

В Концептуальных основах воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жаңғыру» выделяется Концепция воспитания как педагогического компонента социализации ребенка. Основная идея концепции: воспитание есть педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности [1]. 

В образовании ХХI века один из главных приоритетов - повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, при этом нравственное осмысление достижения успеха в жизни приобретает особую значимость. Изучение теоретических источников и практического опыта педагогов показывают, что современная молодежь стремится к получению таких знаний, которые будут способствовать достижению успеха в жизни.

В Стратегии развития Казахстан-2050 выдвигается перед системой образования стратегическая цель: «наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого? Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования [2].

В Законе «Об образовании Республики Казахстан» (статья 11) отмечается, что задачей системы образования является: «создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики» [3].

Задача современного образования – сформировать у школьников умения и навыки овладения социальными и учебными действиями, что позволяет им вести широкую поисковую деятельность, направленную на изучение сфер, способствующих формированию успешности, становлению успешной личности.

«Успех» в толковом словаре определяется как положительный результат [4]. Но успех успеху рознь, в особенности, если речь идет о подростках с проблемами в адаптации к учебно-воспитательному процессу. Следовательно, необходимо выявить те факторы, которые определят суть успешной деятельности.

Программы общеобразовательной школы ориентированы на среднестатистического ребенка, имеющего определенный уровень психического развития и подготовки. Кроме того, в последнее время отмечается тенденция к усложнению школьных программ и ребенок с теми или иными проблемами, влияющими на его успехи в учебе и способность адаптироваться к школьной системе и коллективу, оказывается в незавидном положении. Для многих детей темп и объем программы оказываются чрезмерными, в результате возникает школьная дезадаптация. Анализ имеющейся литературы, научных источников показал, что проблема успешности в обучении в основном рассматривается как путь достижения результатов в социально-значимой деятельности. При ведущей и направляющей роли педагога обеспечивается полноценное усвоение школьниками знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способностей.

На основе анализа научных источников установлено, что личность успешного ученика характеризует: высокая мотивация, интерес к учению, творческий подход к усвоению знаний, умений и навыков, прилежание; проявление любознательности в различных областях знаний; адекватная самооценка и положительный статус в коллективе; умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать объективную оценку работам других детей; умение радоваться своим достижениям и переживать удачи, сопереживать одноклассникам; способность к самоанализу и стремление понять мотивы поступков окружающих [5].

Первоочередным условием предупреждения отклоняющегося поведения должно стать решение проблем школьной неуспешности, приводящих к различным формам социальной дезадаптации. Неуспеваемость и нарушения поведения – это крайние проявления школьной дезадаптации, кроме того в общеобразовательных учреждениях имеется большая группа детей, испытывающих временные трудности в обучении, они и составляют группу риска школьной дезадаптации.

Дезадаптация - это какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, патологических процессов [6]. Дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами. К причинам школьной дезадаптации можно отнести:

1. Недостаточная подготовка ребенка к школе: ему не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.

2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.

3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).

4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.

Учебная дезадаптация имеет три уровня:

1. Низкий уровень дезадаптации характеризуется хорошей и удовлетворительной успеваемостью по учебному предмету, сформированностью компонентов учебной деятельности, эпизодическими затруднениями в освоении учебного материала, индифферентным отношением к учебе.

2. Средний - характеризуется периодической неаттестацией по итогам учебных четвертей в течение года по учебному предмету, периодическими пропусками занятий, отрицательным отношением к учителю и учебному предмету, недостаточной степенью сформированности компонентов учебной деятельности.

3. Высокий - характеризуется стойкой неуспеваемостью, итоговой неаттестацией за год по учебному предмету, второгодничеством, систематическими пропусками занятий, отрицательным отношением к школе и учебному предмету, несформированностью компонентов учебной деятельности.

Учащиеся в разные периоды обучения могут находиться на разных уровнях и при условии правильной педагогической поддержки перейти с низкого уровня к уровню адаптации. Критериями учебной адаптации являются: сформированность компонентов учебной деятельности, абсолютная общая успеваемость, повышение качественной успеваемости и мотивации к изучению школьных предметов [7].

Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа. Школа выполняет многообразные функции: обучает; воспитывает; социализирует (стихийно, целенаправленно). Ребенок, попав в школу, обретает новые факторы, влияющие на отношения ребенка к себе, к школе, на статус ребенка в классе, дома. 

Задача педагога-психолога - найти возможности поощрять слабых учеников за достижения (за улучшения), дети должны получать положительные эмоции от школы, должны чувствовать свою нужность, ответственность. Интерес к учебе и успехам ребенка (а не контроль за учебой) со стороны учителей и родителей улучшает успеваемость. Нарушение взаимоотношений с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, увеличивает школьные трудности.

Внутренние факторы школьной дезадаптации: соматическая ослабленность; (минимальные мозговые дисфункции), нарушение формирования отдельных психических функций, нарушение познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, моторика); особенности темперамента (слабая нервная система, взрывной характер реакций); личностные особенности ребенка (акцентуации характера); особенности саморегуляции поведения; уровень тревожности; высокая интеллектуальная активность; вербализм; шизоидность.

Кроме того, факторами школьной успеваемости являются уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, общее развитие интеллектуальной сферы, эмоциональная зрелость и личностные качества. Ведущими у более успешных детей оказались социальные мотивы - стремление к успеху и уважению, а у неуспешных - избегание неудач. Трудности в учении у некоторых школьников имеют разную психическую природу. В работе H.A. Менчинской в основу деления неуспевающих школьников на типы положены два комплекса черт: 1) обучаемость, характеризующаяся различной способностью к усвоению знаний и способов деятельности и 2) направленность личности, отношение к учению, к школе, его мотивация [8, с.38].

По мнению учителей, успешные или «лучшие» ученики обладают трудолюбием, целеустремленностью, тактичностью, старательностью, исполнительностью и желанием изучать предмет. Среди «лучших» учеников соотношение мальчиков и девочек - 1:5. Неуспешные ученики - ленивые, неряшливые, жестокие, неискренние и не желающие учиться. Большое значение для школьной успешности и психического здоровья подростков имеют устойчивые индивидуально-психологические особенности. По мнению многих специалистов в области образования нельзя решать задачи учебной деятельности, подходя к каждому учащемуся со стереотипными приемами и методами Характерологические особенности «окрашивают» учебную деятельность, сказываются на ее стиле, а иногда и на ее результатах. На рисунке 1 представлены факторы успешности подростка в учебно-воспитательном процессе.

 

Рисунок 1.-  Факторы успешности подростка в учебно-воспитательном процессе

 

Социальными факторами школьной успешности учащихся в современных условиях являются возраст, уровень образования и профессиональный статус родителей, состав, доход и условия проживания семьи. Поведенческие и эмоциональные проблемы учащихся связаны с количеством детей в семье; уровнем общения со сверстниками. Применительно к подростковому возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы). В то же время нельзя не рассматривать успешность взрослых в процессе обучения и воспитания подростка, поскольку в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена.

Факторы, влияющие на успешность обучения и воспитания, наполнились современным содержанием, поэтому требуется изучение их в новых социальных условиях. На основании вышеизложенного сформулируем показатели успешности подростка в учебно-воспитательном процессе: положительный статус подростка в семье; достижения в учебной деятельности; одобрение учителя; признание референтной группой; адаптация к учебно-познавательному процессу [9].

Педагогически целесообразное их использование или учет позволит создать ситуацию успеха или максимально приблизить ее для каждого участника педагогического процесса; повысить успешность обучения и воспитания подростков, которая имеет сложную динамическую структуру и личностно-эмоциональные характеристики.

Психолого-педагогические ожидаемые результаты успешности подростка в учебно-воспитательном процессе: успешность учащихся - необходимое условие:

- психологического благополучия школьников, основа их здоровья, успешной адаптации в учебно-воспитательном процессе;

- включения учащихся в деятельность;

– необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;

- как социально-психологический механизм воспитания связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости;

- гуманистический стиль взаимоотношений педагога и учащегося, общения подростков друг с другом, учителей друг с другом;

- результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения, самовыражения;

- контекст культуры школы, норма полноценной жизни ребенка, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира, моделью мира успеха или неуспеха;

- атрибут ученика, и учителя, как отдельной личности, так и группы, всего школьного сообщества;

- подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.

Для повышения уровня успешности дездаптированных подростков в учебно-воспитательном процессе необходимо: обеспечить возникновение познавательного интереса, познавательной самостоятельности, содействовать стремлению удовлетворить потребности подростка в самостоятельности и самооценке; оказать помощь в адаптации у учебно-воспитательному процессу; формировать активную жизненную позицию, включая подростка в различные виды социально-коммуникативной деятельности; осуществлять своевременную диагностику уровня дезадаптации учащихся.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Здравствуй, Новый год! (для детей 4 лет)
600 тенге
Здравствуй, Новый год! (для детей 5-6 лет)
600 тенге
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты