Тема урока: «Обгон, встречный разъезд».
Урок № 56 ПДД
Тип урока: комбинированный урок.
Задачи урока:
1. Образовательная задача:
Знания. Совершенствование знаний обучающихся по правилам выполнения обгона.
Умения. Умение применения обучающимися специальных знаний по правилам выполнения обгона при решении ситуационных задач.
Навыки. Приобретение навыков решения ситуационных задач, прогнозирования в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченного обзора, развитие познавательной активности обучающихся.
2. Воспитательная задача: Формирование у обучающихся чувства профессиональной ответственности за БДД (безопасность дорожного движения).
3. Развивающая: Развивать творческое мышление обучающихся путем решения сложных ситуационных задач.
Методическая цель: Связь теоретического обучения с практическим обучением.
Межпредметные связи: 1.Предмет “Основы безопасного управления автомобилем”.
Оборудование к уроку: 1.Компьютер, с установленным программным обеспечением.
2. Классная доска с набором магнитных моделей и дорожных знаков.
3. Плакаты, карточки.
Элементы урока.
1. Организационный момент. Проверить готовность обучающихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний.
Пояснение термина ПДД “обгон”. Определить типы перекрестков на схемах.
Какими признаками определяется главная дорога на перекрестке.
Самостоятельная работа с «Правилами дорожного движения» (Параграф 11).
3. Обобщение ответов обучающихся и переход к восприятию нового материала.
Решение ситуационных задач с использованием магнитной доски.
Прогнозирование ситуаций, характеризующихся признаками ограниченного обзора при выполнении обгона.
4. Подведение итогов занятия, выставление оценок.
5. Задание на дом.
6. Рефлексия.
Ход урока.
Добрый день!
Сегодня, вашему вниманию предлагается очередная тема – обгон. На вопрос – что такое обгон применительно к дорожному движению – исчерпывающий ответ даётся в пункте 1.2 Правил.
“Обгон – опережение движущегося впереди одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу”.
В самом дорожном движении можно выделить два основных режима движения транспортных средств – движение в прямом направлении и маневрирование.
Если в маневрировании рассматривать только те манёвры, в которых присутствует изменение направления движения транспортных средств, то мы получим повороты, разворот, движение задним ходом и обгон. Вот среди этих манёвров обгон занимает особое место. Здесь можно указать на два отличия.
Во-первых, при выполнении, поворотов, разворотов или двигаясь задним ходом, водитель действует по собственной инициативе и может спокойно выбирать место и момент для них.
А вот с обгоном дело обстоит иначе. Почему мы вынуждены обгонять? С точки зрения обгоняющего, обгон в значительной мере носит вынужденный характер, поскольку полоса, по которой движется он, занята другим водителем. А тот едет медленнее, чем позволяет дорожная обстановка.
Проявляя нетерпение, действуя по принципу “здесь и сейчас” обгоняющий водитель часто делает обгон рискованно.
В поддержку этого говорит тот факт, что на многополосных дорогах обгоны редки, а наиболее опасные их виды – с выездом на встречную сторону – зачастую просто исключены разделительной полосой. А вот на узких дорогах и при интенсивном движении обгоны выполняются часто и очень опасны.
Во-вторых, в основе обгона, в отличие от всех других манёвров, присутствует элемент навязанного соперничества.
Обгоняющий водитель, приступая к обгону, не согласовывает свои действия с соседями по дороге. Он явно хочет обеспечить себе преимущество в движении. В этом отношении все обгоны можно разделить на корректные и некорректные.
Корректный обгон – это когда действия обгоняющего не ущемляют интересы обгоняемого или встречного водителей, и не требуют от них какого – либо содействия для обеспечения безопасности. Корректный обгон – это правильный обгон, это – обгон по Правилам.
Сказанное, на наш взгляд, подтверждает существующее мнение о том, что обгон является наиболее опасным и сложным манёвром в дорожном движении.
Он требует от водителя высокой ответственности и мастерства управления автомобилем. Соблюдение правил выполнения обгона, которые мы рассмотрим ниже, как раз и должно содействовать обеспечению безопасности всех вольных или невольных участников обгона.
Обгон – опережение движущегося впереди одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. В зависимости от формы траектории движения обгоняющего транспортного средства возможны следующие схемы обгонов:
- обгон с выездом на попутную полосу слева;
- обгон с выездом на встречную полосу слева;
- обгон с выездом на попутную полосу справа;
- двойной обгон.
Как правило , разрешены обгоны только с левой стороны.
Обгон справа разрешен, как исключение, в случае, когда водитель обгоняемого транспортного средства подал сигнал поворота налево и приступил к его выполнению.
Двойной обгон запрещен во всех случаях.
Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями (п. 11.4 ПДД).
Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
А) транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия (двойной обгон);
Б) транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
В) следующее за ним транспортное средство начало обгон;
Г) по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
В общем случае обгон состоит из трёх фаз:
- выезд на смежную полосу (I);
- опережение по этой полосе (II);
- возвращение на ранее занимаемую полосу (III).
При смене полосы движения, как и при обычном перестроении, должен включаться предупредительный сигнал соответствующего поворота.
После завершения второй фазы обгона – опережения обгоняемого транспортного средства по смежной полосе – переход к третьей фазе – возвращению на ранее занимаемую полосу – обязателен.
Обгон запрещён:
А) на регулируемых перекрёстах с выездом на встречную полосу,
Б) на нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной,
В) на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов,
Г) на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
Д) двойной обгон;
Е) в конце подъёма, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Заключение
Я представил вам подробное изложение правил выполнения обгона. Обращаю ваше внимание на то, как выполняется обгон в условиях реального дорожного движения. Можно не сомневаться, что в той, или иной степени, правила выполнения обгона известны каждому водителю. Однако приходится с сожалением признать, что знание Правил вовсе не побуждает значительную часть водителей к их соблюдению на практике. И это – несмотря на довольно суровые, по меркам нашей страны, санкции.
Парадокс, но водители знают Правила, понимают, что пренебрежение ими опасно, что может последовать суровое наказание, и, тем не менее, нарушают. Проще всего объяснить происходящее на наших дорогах злостной недисциплинированностью водителей. Конечно, это – есть, конечно – с этим следует непримиримо бороться.
Пожелаю вам всего доброго, благополучия, здоровья и, конечно, спокойной езды под защитой Правил дорожного движения.