За многие годы развития образования применялся единый подход для всех учащихся. Однако в последние годы стала понятна важность использования индивидуального подхода в обучении, поскольку образовательные потребности учащихся одного и того же класса различаются. Эти потребности учащихся зависят от их личностных качеств, восприятия окружающего мира, психологических особенностей. Отсюда необходимость применения дифференцированного подхода в обучении. Для реализации дифференцированного подхода необходимо сотрудничество учителей-предметников, где выявляются соответствующие подходы путем наблюдения за учащимися и анализа исследования. [1]
Образовательная среда должна способствовать формированию мобильной личности, способной адаптироваться к различным жизненным условиям и ориентированной на глобальное мировое пространство. Школа должна развивать коммуникативные способности ребенка, умение отстаивать свою точку зрения.
Lesson Study известен как подход, при котором группа учителей по одной и той же параллели или одному предмету работает вместе, чтобы определить область развития обучения учащихся посредством планирования, обучения, мониторинга и оценки результатов [2]. Ученые доказали, что одно из многих преимуществ LS направлено на понимание мыслительных процессов учащихся [3]. Однако цикличность LS, которая позволяет систематически совершенствовать занятия, может быть полезна не только для решения проблем, возникающих в группе LS, но и для изучения конкретных проблем, наблюдаемых в существующих образовательных исследованиях.
В начале 2024-2025 учебного года была создана группа по исследованию урока под названием «Трибар». В него вошли учителя физики, истории, математики, английского и русского языков, работающие в средней школе № 9 им.С. Муратбекова. Психолог школы Махметова Д.Е. в сентябре провела анализ, рефлексию, опросы результатов тестов среди учащихся, которые помогали выявить проблемные зоны в иследуемом 8Е классе. Данные анализа показали, что учащимся нужна помощь в организации работы над навыками исследования и критического мышления для достижения наилучших результатов.
Для развития понимания, осмысления и применения содержательности текста учителя-исследователи группы «Трибар» решила внедрить стратегию «INSERT» для повышения функциональной грамотности учащихся.
Исходя из потребностей учащихся была сформулирована тема исследования, проблема и вопрос исследования.
Тема исследования: «Развивать процесс освоения текста и выявление противоречий между пониманием и непониманием текста через стратегию INSERT».
Вопрос исследования: «Как стратегия INSERT способствует пониманию, осмыслению и применению содержательности текста?»
Проблема для исследования: «Способность учащихся к пониманию, осмыслению и применению содержательности текста».
При разработке плана пытались ответить на вопросы: «Как планировать урок, чтобы ученики смогли правильно отработать алгоритм стратегии, ясно выражали свою мысль, конкретизировали свои выводы? Какие предпринять шаги для улучшения функциональной грамотности учащихся в процессе работы по стратегии?» Четко определили какие ресурсы будут использованы на каждом этапе урока, временные рамки для каждого этапа.
Главной задачей команды является поддержание активности, интереса всех групп учащихся на всех уроках и на всех этапах каждого урока.
Именно подход Lesson Study позволил выявить, что учащиеся не всегда свободно выражают свои мысли, а тем более генерируют новые идеи и информацию. Ученики лучше всего помнят и объясняют то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Используя модуль критическое мышление на каждом уроке, мы заметили, что дети стали, заинтересованно относиться к чтению, сравнивать и анализировать, критически относиться к высказываниям одноклассников и учителя, определять важность учебного материала и знают где эти знания им пригодятся.
После прочтения текста учащихся оценивали их достоверность, обосновывая свой ответ. Мы были удивлены, потому что даже слабые ученики пытались высказаться, не говоря уже о сильных.
На уроках русского языка, английского языка и истории прием «Инсерт», применяли на стадии осмысления. При чтении текста на полях ученики делали пометки (V)-знаю,(+)-новое для меня,(-) не согласен,(?)-хочу узнать.
Чтобы сделать пометки ученикам пришлось возвращаться к тексту, таким образом, обеспечивалось вдумчивое и внимательное чтение текста. Прием «INSERT» делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».
Учащиеся смогли проанализировать новую информацию, найти противоречия и назвать непонятную для них информацию. Предоставление установок в устном виде также способствовало эффективной работе и лучшему взаимопониманию между учителем и обучающимися.
Урок физики был уроком практического применения знаний и умений, полученных на предыдущем уроке. Новые полученные знания и умения также важны и будут использованы для изучения последующих тем в главе «Электрические явления». Подготовка к практической деятельности активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке, проведение небольшого теоретического опроса по пройденной теме подготовило учащихся к основной работе–заполнение таблицы INSERT. Открытие новых знаний рождалось в результате проведения парной деятельности, и здесь каждый обучающийся проявил себя по-разному: одни в качестве лидера, другие в качестве активного помощника, пассивных наблюдателей на уроке не было.
Несмотря на трудности, интерес учащихся к изучаемому предмету возрос, появилось желание работать в группах, учиться самостоятельно добывать знания.
Считаем, что метод «INSERT» было недостаточно успешно реализован, так как учащиеся не до конца поняли поставленную задачу. Учащиеся не всегда давали полные ответы, т.к. нерешительны, сомневаются в своих знаниях.
Используя подход Lesson Study в работе группы учителей, мы пришли к выводу, что разрабатывать урок в интерактивной диалоговой среде гораздо эффективней, так как, с помощью мозгового штурма, каждый учитель предлагает свое видение использования стратегий и приемов. Можно выбрать
наиболее приемлемый вариант. Прогнозируется эффективность используемой стратегии, возможность выполнения задания учащимися и ожидаемый результат от выполнения задания. Так же эффективным является использование этого подхода для наблюдения за продвижением учащихся в зоне их ближайшего развития. При взаимодействии с сильными учащимися слабые учащиеся начинают работать, получив поддержку и помощь. Такая совместная деятельность мотивирует эту категорию учащихся на успех. Учитель не должен пропустить этот момент, дать возможность слабому ученику, реализовав себя на своем уровне с помощью поощрения, похвалы приблизиться к выполнению заданий среднего уровня.
Важным в этом подходе является и то, что ответственность за проведенный урок несет вся группа и саморазвитие в результате полученного опыта и дальнейшее улучшение собственной практики происходит не у одного учителя, а у группы учителей.
После проведения урока с применением подхода Lesson study мы проанализировали рефлексию учащихся и пришли к выводу, что такая форма проведения занятий очень эффективна.