Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка

Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка

ya_socials
Опубликовано:
Автор: александртюрин0150

Роль музыкального воспитания детей школьного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду, а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. С древних времён учёные и философы уделяли особое внимание влиянию музыки на личность человека. Древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души». Не случайно искусство и музыка рассматривались с древности как средство воспитания, т.е. длительного изменения нашего поведения. Еще Аристотель обозначил вопрос: что, по сути, есть искусство, музыка, и как они воздействуют на человека? Огромную ценность для его решения представляют размышления философов А.Ф. Лосева, Вл. С. Соловьева, Ф. Шиллера и др. о смысле искусства, о претворении в нем идеи единства красоты человека и мира, их взаимоотношений. Основная роль искусства в жизни общества заключается в анализе, формулировании, закреплении в образной форме и передаче следующим поколениям опыта эмоционально-ценностного отношения к тем или иным явлениям, связям людей между собой и с природой.

В воспитывающем действии музыки видится ее родство с педагогикой, психологией. Детская душа – тончайшая материя, которая от рождения впитывает в себя информацию, непрерывно поступающую из внешнего мира. Ребенок воспринимает не только слова и действия окружающих его людей, но и звуки, запахи, цвета и осязаемые предметы. Таким образом, вся обстановка, окружающая ребенка с детства, формирует его личность, характер, жизненные приоритеты. Чем больше разнообразной информации поступает в детское сознание, тем более полноценно оно развивается. Вопрос музыкального воспитания детей с самого начала занимает своё место среди общих вопросов о целях, задачах и методах воспитания. Приобщение детей к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов и духовных потребностей . Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности. Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребёнка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах. 

Методика музыкального воспитания входит в систему педагогических наук и занимает в ней своё место, относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов. Значение методики музыкального воспитания обусловлено важной ролью музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения. Именно знание методики позволяет педагогу воспитывать у детей понимание музыки и интерес к музыкальному искусству, формировать взгляды на его сущность и роль в жизни общества. История музыкального воспитания показывает, что развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, музыкального искусства, школы. Методика музыкального воспитания теснейшим образом связана с эстетикой, представляющей ее методологическую основу. Эта связь проявляется прежде всего в определении цели, задач, содержания музыкального воспитания. В решении своих проблем методика опирается на психологию. Например, изучение развития музыкального восприятия , творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерностей психики ребёнка, её проявлений и развития, без понимания , что такое музыкальные способности и человеческая деятельность. В тесной связи с психологией методика решает вопросы о доступности детьми того или иного материала, его объёме, а также эффективности и используемых методов. Цель методики музыкального воспитания детей - обеспечение формирования музыкальной культуры детей как неотъемлемой части его общей духовной культуры. Как педагогическая наука методика музыкального воспитания детей определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерностями дидактическими принципами: - обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями; - соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития; - связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой; - комплексность решения задач обучения, воспитания и развития; - взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания; - сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей; - постоянство требований и систематическое повторение действий; - обусловленность общего развития личности характером и способами обучения и воспитания. Наряду с вышеуказанными принципам методика музыкального воспитания подразумевает следующие закономерности: - социологические – зависимость эффективности обучения и воспитания от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка; - коммуникативные – зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия педагога и ученика; - физиологические – зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка; - организационные – зависимость результатов от работоспособности воспитанникков, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий; - психологические – зависимость результатов от интереса детей к урокам музыки, возрастных особенностей детей: степени стойкости внимания, уровня развития памяти.

Цель музыкального воспитания заключается в пробуждении интереса к музыке, постоянной потребности в общении с ней, творческой активности. Не случайно Д.Б. Кабалевский избрал эпиграфом к своей программе слова В. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, – воспитание человека». В. Бехтерев: «… Недостаточно, чтобы ребенок научился правильно смотреть и видеть; необходимо, чтобы он легко улавливал характерные особенности предметов, чтобы он понимал гармонию красок, умел наслаждаться природой. Равным образом и в органе слуха воспитание должно иметь целью не только правильное улавливание звуков, но еще понимание их гармонии». Каждый ребёнок рождается с определенными задатками и склонностями. Неодинаковы также объективные и субъективные возможности их развития. Но все заложенное в детях должно быть выявлено и взращено. Только тогда природные данные смогут обнаружить себя в способностях, в тяготении к тому или иному делу в жизни. «Истинное воспитание начинается еще до рождения ребёнка. Начинается с воспитания его родителей». Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полетным становится его бег под лёгкую акцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки. Все это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение радости, душевного подъёма, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, радостное предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное, как-то по-особому выразить свои чувства. Получая навыки игры на музыкальном инструменте, играя каждый день произведения великих композиторов, ребёнок стремится максимально точно передать окружающим те чувства и эмоции, которые испытывал автор. А, значит, ребёнок привыкает внимательно бережно относиться к проявлениям человеческих чувств. Впоследствии ребёнок, музыкальному воспитанию, которого уделялось должное внимание, становится коммуникабельным, умеет понимать собеседника с полуслова, уважать его чувства.

Вырастить из ребенка творческую личность, наверное, мечтает каждый родитель. Так что же подразумевается под творчеством? Творческий человек - это тот, у которого живое и развитое воображение, интуиция и фантазия, благодаря которым человек может находить нестандартные решения и даже совершать открытия. Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности. Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

Формирование личности

На формирование личности влияют три фактора:

  • воспитание
  • социальная среда
  • наследственные задатки

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей. Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им, подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

В наше время на детей воздействует множество иных музыкальных впечатлений. Их приносят радио, телевизор; ребёнок слышит пение, игру на музыкальных инструментах дома и на улице. Внутренняя «кладовая» ребёнка наполняется независимо от его воли и желания. А порой даже независимо от воли и желания окружающих, если не придают этому должного значения, не вмешиваются своевременно в этот процесс. В годы детства закладывается основа, на которой позже будет возводиться здание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов.

Займёт ли музыка место в жизни человека, и какой именно будет эта музыка – во многом зависит от воспринятого в детском возрасте. Роль первых воспитателей в пробуждении духовного мира ребёнка, в формировании его вкусов и пристрастий бесспорна и велика.

Говорить только о музыкальном искусстве музыки – значит живо, непосредственно, эмоционально, всей душой откликаться на него. Ощущать, как глубоко музыкант или композитор проникает в жизнь, выявляет в ней что-то очень важное, без осмысления чего невозможно по-настоящему жить дальше. Понимать музыкальное искусство – значит с его помощью непременно что-то открывать. К этому, как к конечной цели, должно быть направлено музыкально – эстетическое воспитание детей. Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.  Произведения искусства оказывают большое влияние на развитие ребёнка с самого раннего возраста. Музыка, книги, телевидение постепенно начинают играть приоритетную роль в сфере интересов детей. Особое место в иерархии художественных ценностей занимает музыка. Искусство вообще обладает специфическими средствами воздействия на человека. Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности. Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Более того, доказано, что слушание музыкальных произведений в дородовый период чрезвычайно важно для последующего развития человека. Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребёнка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах. Музыка имеет познавательное значение. Благодаря ей речь детей обогащается словами и фразами, характеризующими настроение, чувства, образы. С её помощью осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание прекрасного. Игра на музыкальном инструменте, пение или слушание музыки развивают эмоциональность и восприимчивость ребёнка. Восприятие – это исходная точка возникновения переживаний, в том числе и музыкальных. Если музыкальное восприятие сопровождается зрительными, осязательными и другими компонентами, то музыкальное переживание ребёнка становится глубже. Музыка способна не только быть средством, она становится тормозящим средством, способным вывести ребенка из состояния азарта, в состояние тихой сосредоточенности. Любая музыкальная деятельность требует концентрированного внимания. Сознательное воспитание внимания ребёнка через музыку происходит различными путями. Он охотно сосредотачивает внимание на новой песенке. Внимание тренируется при прослушивании выразительного исполнения произведений или при разборе нового произведения. Музыкальное воспитание влияет на развитие личности ребенка. Оно направлено на овладение детьми музыкальной культурой, подготовку к самостоятельной жизни, на формирование творческих способностей, в том числе и музыкального восприятия. Важно формировать у детей навыки умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус. Основой воспитания у детей музыкального вкуса являются художественные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. Это тембр, темп, динамика, они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.

Итак, восприятие музыкальных образов происходит в результате своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный). П.Л. Яворский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь». Поэтому он рекомендовал стимулировать у детей творческий подход к освоению простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности.

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, рэп, диско и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, а также произведения джаза и рок-музыки, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания подростков.

В современной музыкальной педагогике выделяют следующие особенности формирования у подростков музыкальной культуры средствами музыки массовых жанров:

I. Поэтапность, постепенность.
Приобщение подростков к классической, народной и современной академической музыке должно осуществляется в три этапа:
1) подготовительный, предполагающий использование образцов популярной музыки, пользующихся популярностью в подростковой среде. Образцы массовой музыки могут реализовываться в ходе разнообразных форм организации обучения и досуга. Иллюстрацию музыкальных произведений целесообразно дополнять информацией о данном авторе, исполнителе, ансамбле и т.п., а также анализом (в ходе лектория) исторических, эстетических и социальных корней и основ возникновения, развития и функционирования различных жанров, стилей и направлений массовой музыки.
2) учебный (информационно-познавательный), предусматривающий использование на уроках музыки, на факультативных занятиях и при проведении дискотек и тематических вечеров наряду с привлекательными образцами более сложных произведений, требующих от слушателя более высокой музыкальной подготовленности. На данном этапе считается целесообразным проведение тематических бесед об академической и массовой музыке с включением музыкальных иллюстраций произведений развлекательного характера, сложных примеров в жанрах джаза и рок-музыки (рок-опера, рок-сюита, рок-кантата) и произведений массовой музыки (эстрада, рок, авторская песня).
3) развивающий (активно-творческий), предполагающий стимулирование у учащихся интереса не только к академической и народной музыке, но и к традиционному и модерн-джазу, а также к высокохудожественным образцам в жанре рок-музыки, формирование у подростков навыков самостоятельно определять жанры, стили и направления прослушиваемых произведений. В этой связи представляется необходимым чтение специального курса "Мировая музыкальная культура", предполагающего ознакомление подростков (в популярной форме) с наиболее распространенными и значимыми жанрами, стилями и направлениями как классической и современной академической, так и массовой музыки. При этом чрезвычайно важно вскрытие исторических, эстетических и социальных корней массовой музыки (как социокультурного явления), ее взаимосвязи с социальными явлениями, переживаемыми обществом.
II. Учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков — стремления к самовыражению, к самооценке; зависимости от мнения сверстников; повышенной потребности в общении, развлечениях. При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач Лекции цикла "Мировая музыкальная культура" должны излагаться в популярной, доступной для подростков форме. Каждая лекция должна предусматривать наличие музыкальных иллюстраций соответствующего содержания.
III. Учет интересов подростков может служить стимулирующим фактором при восприятии учащимися, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков, концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.

Одна из целей педагогического воспитания искусством – научить детей воспринимать «язык искусства» через ощущения (звука, цвета, пластики, мимики и т.д.), позволяющие сопереживать, чувствовать и понимать важные общечеловеческие истины. Восприятие произведений искусства может быть различным в зависимости от природных, потенциальных, социальных особенностей личности, поэтому в системе воспитания искусством необходим индивидуальный подход. Воспитание искусством позволяет сформировать устойчивую жизненную позицию личности.  С жизненным опытом и упражнениями в творчестве глубина восприятия «языка искусств» усложняется и совершенствуется, что позволяет человеку развиваться. Личность, реализующая свой творческий потенциал, гармонизирует окружающую среду, что способствует организации психического комфорта и обретению духовного здоровья. Комфортная среда жизнедеятельности позволяет культурно адаптировать личность в социуме. Сфера искусства дает возможность разрядить хаотичную, дисгармоничную «энергию», которую накапливает человек в потоке непрерывной информации, в бесконечной смене развивающихся событий. 

Заключение

В данной работе я проследила влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка с древних эпох до наших дней, а так же из своего опыта работы я пришла к выводу, что во все времена музыкальное воспитание было и есть одно из средств формирования духовного облика человека, его идеалов. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. С помощью музыки осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание ребёнком прекрасного. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность.Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем музыкальней он становится, чем музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Список литературы:

  1. Фейнберг Е. Обыкновенное и необыкновенное – М.: «Новый мир» №2, 1965.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка – М.: «Просвещение», 1968.
  3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство - М.: Ленинградское отделение, 1974.
  4. Апраксина Д.А. Музыкальное воспитание в школе - М.: «Музыка», 1975.
  5. Михайловская Н.М. Музыка и дети. – М.: «Современный композитор», 1977
  6. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. – М.: «Современный композитор», 1982. 
  7. Михеев Л. Вопросы музыкально-эстетического воспитания - Л.: «Музыка», 1985. 
  8. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. – М.: «Академия», 1988.
  9. Музыка – Культура – Человек. Собрание научных трудов //под ред. Мугинштейна// Свердловск: «Урал», 1988.
  10. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: «Академия»,2000. 
  11. Д.К.Кирнарская. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты-ХХ1 век, 2004. 
  12. Киященко Н.И. Есть ли у России будущее при нынешнем состоянии системы образования – М.: «Философия и общество» №4, 2008.
Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты