«Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее», подчеркнул лидер нации Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Будущее нашей страны напрямую зависит от воспитания наших детей, от ценностей, которые мы им прививаем сегодня.
В Послании Президента Республики Казахстан 2012 года в числе приоритетных задач определен вопрос качественного роста человеческого капитала в стране.
«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А.Назарбаев нас, казахстанцев.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого (Песталоцци, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский) отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное становление личности, считая, что только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных ситуациях и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог И. Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность». (Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. М., 1940. Т. 1. С. 133.). Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Нравственность — это следование определённым Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты. Нравственность — это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный Человек — это человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь. В педагогической литературе (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов) нравственность рассматривают как личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства как доброта, порядочность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Нравственный человек — это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в виде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как ответственность,честь,честность, достоинство,уважение к другим, доброжелательность, преданность и др.
Таким образом, мы видим, что к нравственному воспитанию надо подходить как к целостному процессу, в котором все стороны морального облика личности развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
Важным аспектом в содержании нравственного воспитания детей является их возрастной период. Необходимо определить возрастные психологические и физиологические особенности , так как они непосредственно влияют на формы, методы и содержание нравственного воспитания.
Нравственное воспитание подростков в условиях детского дома – одно из приоритетных и сложных направлений нашей работы. Связано это с тем, что детям, поступившим в
детский дом, часто свойственна заниженная самооценка, которая затрудняет их
адаптацию к предложенным условиям жизни.
Средний возраст детей, находящихся на сегодняшний день в детском доме, от 10 до 18 лет. Именно в этом возрасте у ребенка идет так называемый переходный период. Это переход из детства к ранней юности. Очень часто его называют сложным, кризисным, и не случайно. Подростковый возраст – время психологической неустойчивости. Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Интерес к себе, к своей жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разбираться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.
В нравственном плане подросток начинает руководствоваться теми убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды в процессе воспитательной работы. Таким образом, воспитатель должен строить свою деятельность, учитывая особенности подросткового возраста.
Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию.
Подростковый возраст – самый благоприятный для творческого и нравственного развития, также же незаменимо в жизни каждого ребенка образование в области искусства.
Во все времена искусство представляло собой важную составляющую часть жизни человеческого общества. И только искусство может развивать чувства ребенка: душевную чуткость, эмоциональную отзывчивость, нравственные ценности. Как приблизиться к интересам ребенка? Как понять его проблемы, найти ключик к той волшебной двери, за которой открываются бескрайние просторы детских тайн постижения мира? Как, не навязывая своего взрослого отношения к миру, постичь чистоту детского восприятия, научиться у них открытости и искренности, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка? Заинтересованный педагог постоянно задает себе эти вопросы.
Искусство влияет на мироощущение и миропонимание подростка, характер общения и творческий потенциал формирующейся личности.
Изучение изобразительного искусства направлено на воспитание художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, красоте окружающего мира, эмоционально-ценностного отношения к искусству, уважения к истории, традициям, культуре разных стран мира.
Искусство учит «мыслить образами», учит ставить себя на место другого человека, сочувствовать, жалеть, прощать — оно учит пониманию и любви к другому человеку, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания.
«Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству»
Томас Манн.
Роль искусства в нравственном воспитании заключается в способности максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Основная задача в работе с «повзрослевшими детьми» - оказывать посильную поддержку и ориентирование к принятым нравственным нормам и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей подростков с учетом индивидуальности каждого и конечно же личный пример самого педагога.Приобщение воспитанников к культуре искусства - необходимое условие для достижения цели воспитания - формирования целостной личности. Искусство гармонизирует и развивает все духовно - нравственные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Очень важно подростков обогатить представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в изобразительном искусстве посредством дополнительного образования в области культурно досуговой деятельности, а в точности на занятиях кружка «Волшебная кисточка» в условиях детского дома. Прежде чем приступить к занятиям , я даю ребятам определенный план наблюдения. Например, при выполнении этюда на тему «Первый снег» я обращаю внимание детей на зимние деревья: какого цвета ствол дерева, как лежит снег на веточках дерева, что темнее зимой – небо или земля, какого цвета небо и т.д. Тем самым я организую глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивая зрительную память, наблюдательность (ведь можно смотреть и не видеть), а также воспитываю эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе. Также ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по разным темам. Выполнение таких заданий развивает у воспитанников собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств и формирование у подростков таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание. Особое внимание обращаю не на умения правильно или не правильно рисовать, а на выразительность и творчество, предоставляю возможность каждому воспитаннику заявить о себе свободным рисунком. Анализируя работы, выполненные в цвете, определяю их умение понимать, что говорит один цвет другому, способность видеть взаимодействие различных цветов, а это составляет важнейшую особенность художественного видения и вкуса. Исходя из этой общей картины, я помогаю воспитанникам в выборе своего пути по ступеням лестницы знаний. Каждый шаг- это и остановка для того, чтобы, в чем - либо разобраться. Очень важно воспитанникам создать такую атмосферу, чтобы они были уверены в успехе, каждого подбодрить, вселить веру в свои силы. Дать почувствовать ребятам, что старается он не напрасно, что его старания и усилия принесут в конечном итоге успех. Что особенно дорого мне в и творческих работах воспитанников, так это простор для воображения, возможность «разветвляться» в разных направлениях. Анализируя свою работу с детьми, могу сказать, что не сразу, не вдруг приобщаются они к творческому подходу. Главное же в моей работе – пробудить вкус к творчеству, формировать духовную культуру, заставить звучать в каждом ребенке его «главную струну». Учитывая полученные результаты работы, а это отражается в том что воспитанники участвуют в Областных, городских конкурсах по изобразительному искусству и занимают призовые места, я еще раз убедилась в том, что двигаюсь в правильном направлении. В заключении следует отметить, что духовно-нравственное воспитание ребенка в современных социальных условиях необходимо рассматривать как фактор гармоничного существования в социуме на основе гуманистических ценностей. В процессе формирования духовно-нравственного поведения подростка перспективным является возможности системы дополнительного образования детей в условиях детского дома.
Литература:
1.Школа изобразительного искусства. В десяти томах. 1 том. Москва . «Изобразительное искусство». 1986.
- Педагогика искусства. Б.М.Неменский. – м.: Просвещение, 2007.-255 с. –(Библиотека учителя)
3.Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для 1 кл. Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – м.:Просвещение,2007.
4.Изобразительное искусство: искусство и ты: учебник для 2класса. Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменского.- м.: Просвещение. 2007.
- Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса. Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского – М.: Просвещение, 2006.
6.Каждый народ - художник. Учебник для 4 класса. Л.А.Неменская. Просвещение, 2007.
- Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. Н.А.Горяева, О.В.Островская. Просещение,2007.
- Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. Л.А.Неменская. Просвещение, 2008.
9.Психология. В.С.Кузин. Москва. «Высшая школа». 1982.
10.Искуссто. Живопись. Скульптура. Графика. Книга для учителей. Москва. «Просвещение». 1989.
10. http://www.akorda.kz Официальный сайт Президента Республики Казахстан. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г.
11. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043.-2010»
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Том 2, - 69 с.
13. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
14. http://bobek.kz Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бөбек»
- Методическое пособие по предмету «Самопознание»
16.Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.