Аннотация: В статье рассматриваются особенности трудового воспитания младших школьников в современных условиях. Автор раскрывает понятие «трудового воспитания». На основании анализа педагогической литературы, автор отмечает особенности трудового воспитания, характерные для младших школьников, а также возможности урока художественного труда в трудовом воспитании учащихся. Кроме этого, указывается ведущая роль семьи в трудовом воспитании младших школьников.
Автор в статье рассматривает результаты внедрения программы по трудовому воспитанию учащихся начальной школы совместно с семьями воспитанников. В заключении подводятся итоги проделанного исследования.
Ключевые слова: труд, трудовое воспитания, урок художественного труда, младшие учащиеся, проблемное обучение.
Актуальность исследования обусловлена важностью трудовой деятельности, которая способна дать ребенку намного больше, чем простое безучастное наблюдение за трудовой деятельность других людей, которые его окружают, потому что помимо наблюдения, в труде дети учатся на практике основам жизни, и помогает более эффективно адаптироваться в современной действительности.
Современная школа, принимая во внимание требования общества, ставит перед собой ключевую цель трудового воспитания, которая заключается в получении представлений о нравственном и творческом влиянии труда в жизни каждого индивидуума и жизни общества в целом, о многообразии профессий и важности верного выбора профессиональной деятельности.
На основании действующего содержания ГОСО Республики Казахстан под термином трудовое воспитание понимается система формирования у каждого учащегося любви к трудовой деятельности и развитию трудовых навыков, а также стремление трудиться.
Цель исследования: определить особенности трудового воспитания младших школьников в современных условиях.
Объект исследования: процесс трудового воспитания младших школьников в современных условиях.
Предмет исследования: комплекс методов и средств по трудовому воспитанию младших школьников в современных условиях.
Проблема трудового воспитания школьника считается ключевой в современной педагогике. Благодаря труду происходит формирование самых важных качеств личности, к которым относятся нравственность, интеллектуальные способности, физическое и культурное совершенство.
Вопросы разработки методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, а также подготовки учителей начальных классов нашли широкое освещение в трудах Д.Д. Семенова, Н.В. Касаткина, К.Д. Ушинского, К.А. Сент-Илера, А.С. Макаренко, В.В. Водовозова, В.А. Сухомлинского, В.Я. Стоюнина, Н.И. Пирогова, А.Ф. Гартвига и многих других.
Определение термина труда – достаточно емкое. На протяжении всей своей жизни человек должен работать постоянно, каждый день для того, чтобы обеспечивать себя, созидать продукты материальной культуры, а также бытовые принадлежности.
Трудовое воспитание берет свои истоки с самого раннего детства, когда маленького ребёнка родители начинают учить как правильно одевать свои вещи, убирать и складывать игрушки, мыть свои принадлежности, то есть родители создают специальные благоприятные условия для того, чтобы познакомиться с внешним миром. Задача каждого родителя заключается в том, чтобы с самого детства своему ребенку привить любовь к труду [1].
Анализ литературы позволил выделить нам следующие особенности трудового воспитания младших школьников:
1) трудовое воспитание младших школьников заключается в вовлечении учеников в организованные педагогом виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств. В результате углубляются представления детей, закрепляется сложившееся положительное отношение к разным профессиям.
2) учитывая возрастные особенности младших школьников необходимо использование сюжетно-ролевых игр, поскольку игры на бытовые или производственные темы позволяют не только выявлять, но и формировать положительное отношение к труду, общественные мотивы, высокие нравственные взаимоотношения в коллективе.
3) в развитии трудового воспитания младших школьников родители играют огромную роль. Потому что начиная с самого раннего детства родители, а затем и учителя постепенно привлекают ученика к выполнению сначала отдельных поручений, затем более сложных задач, результаты которых необходимы не только для него лично, но важны для окружающих его взрослых и детей.
Урок художественного труда является одной из основных организационных форм обучения, в низших классах это основная форма обучения труду. Этот технологический урок характеризуется особенностями, отличающими его от других организационных форм обучения [2].
Для того, чтобы разнообразить процесс обучения, и заинтересовать младших школьников, учитель должен использовать современные методы обучения – метод проектов, ИКТ, проблемное обучение.
Реализация проблемного обучения в методике обучения художественному труду происходит через постановку творческих задач – придумать.
Для современных детей, которые очень избалованы гаджетами, мультиками, пресыщены информацией – именно эта задача на уроке по художественному труду является самой сложной. Постепенно младшие школьники начинают мыслить креативно, включается творческое мышление, сам процесс придумывания для них становится увлекательным.
Затем через методы проектов и происходит непосредственная реализация задуманного в мастерских при помощи разных инструментов.
В воспитании трудолюбия необходимы проекты, направленные на трудовую деятельность:
1. Ознакомление детей с трудовыми операциями и действиями.
2. Осмотр, выращивание комнатных растений, полив и опрыскивание цветов, рыхление почвы.
3. Подкармливание зимующих птиц.
4. Посев семян, полив рассады, прореживание, прополка, сбор урожая;
5. Уход за инвентарем (очистка, просушивание).
6. Ознакомление детей с хозяйственно – бытовым трудом (уборка, подклеивание книг и коробок, самостоятельное выполнение обязанностей дежурных).
7. Ознакомление и выполнение домашних обязанностей. Все это формирует позитивную установку к посильным видам труда и творчества, младшие школьники могут видеть результат своего труда. С помощью проектов развивается интерес к труду через разные виды деятельности. Воспитывается уважительное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Однако, всесторонний труд в школе резко отличается от труда домашнего. Как показывает практика, многие родители предпочитают не давать ребенку домашние поручения, избавляя от трудовой нагрузки, поскольку считают, что единственное и самое важное для ребенка – это сам процесс обучения, а все остальные дела родители сделают самостоятельно, дабы не занимать личное время ребенка. Отсюда следует вторая проблема – резко упал труд как нравственная ценность в нашем обществе [3, с.25]. В этих условиях проблема трудового воспитания становится особенно острой.
В нашем исследовании мы выяснили, как активное взаимодействие семьи и школы влияют на трудовое воспитание младшего школьника. Поскольку труд является неотъемлемой частью нашей жизни и жизни общества, приучать к трудолюбию необходимо с самого детства, но в школе ребенок начальной школы проводит лишь малую часть своего времени, а все остальное время находится дома, под присмотром родителей [4, с.31].
На основании теоретического анализа педагогической литературы, были разработаны, а затем апробированы уроки по художественному труду с использованием современных методов обучения, а также программа по трудовому воспитанию учащихся 3 «А» класса КГУ «Средняя школа №11 Акимата города Рудного».
Используя Государственный общеобязательный стандарт начального образования, мы разработали программу по трудовому воспитанию учащихся начальной школы совместно с семьями воспитанников, применяя уже имеющиеся направления в плане воспитательной работы педагога и в них включали те мероприятия, которые принесут максимально положительный результат, направленный на воспитание трудолюбия и предложили родителям активно сотрудничать со школой и подавать своим детям положительный пример.
Реализация программы по трудовому воспитанию учащихся проходила в течение всего учебного года, мероприятия организовывались раз в две недели, и как оказалось, принесли положительный результат.
После реализации программы была проведена повторная диагностика критериев трудового воспитания младших школьников.
Исходя из результатов, полученных в результате повторной диагностики на контрольном этапе опытно-поисковой работы, мы увидели, что наблюдается положительная динамика в показателях трудового воспитания у младших школьников в экспериментальной группе. Так, показатели низкого уровня сформированности критериев трудового воспитания у младших школьников в экспериментальной группе снизились до 12%, показатели среднего и высокого уровней сформированности критериев трудового воспитания увеличились до 35% и 55% соответственно. Показатели контрольной группы остались на том же уровне.
Отмеченные положительные изменения позволили дать положительную оценку разработанной программы по трудовому воспитанию, которая была реализована с учащимися в экспериментальной группе. Произошли изменения в знаниях детей о количестве профессий, о том, чем именно занимаются люди в конкретных профессиях, младшие школьники могут подробно объяснить их особенности и т.п.
Конечно, остались учащиеся, в показателях которых не произошли изменения, здесь мы считаем, что необходима специальная индивидуальная работа – учитель-ученик.
Из этого следует, что результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют о наличии положительной динамики в критериях трудового воспитания младших школьников в экспериментальной группе.
Разработанную нами программу по трудовому воспитанию в 3 классе рекомендуем к использованию учителями начальных классов. Можно включать мероприятия в план воспитательной работы, во внеурочную деятельность. Так же предлагаем, учитывая возрастные особенности школьников, адаптировать данные мероприятия под классы: 1,2 и 4.
Литература:
- Бондаренко, А.К., Матусин, А. И. Воспитание детей в игре: [Текст]/ А. К. Бондаренко, А. И. Матусин. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
- Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы [Текст] / А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с.
- Матушкин, С. Е. Трудолюбие: содержание и воспитание: [Текст] /С. Е. Матушкин – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. – 115 с.
- Шибанов, А. А., Дуля, И. П. и др. Воспитание в школе в труде: [Текст] / А.А. Шибанов, И. П. Дуля, – М.: Владос, 2013 – 119 с.