Тема родительского собрания: «Общечеловеческие ценности - основа семейного воспитания»
Провела учитель самопознания Тыш Светлана Владимировна
Ленинская средняя школа Аккайынский район
Цель: Раскрыть важность общечеловеческих ценностей в духовно-нравственном воспитании детей. Задачи: 1. Расширение знаний родителей о психолого-педагогических основах программы нравственно-духовного образования «Самопознания» 2. Развитие представления родителей об аксиологических основах программы нравственно-духовного образования «Самопознание» 3. Воспитание чувства ответственности родителей за воспитание детей Уважаемые родители, я рада встречи с вами, спасибо, что вы нашли возможность и пришли на наше родительское собрание. Вам известно, что нашими детьми, наряду с другими школьными дисциплинами, изучается такой предмет как «самопознание»… Сегодня я бы хотела раскрыть важность и необходимость духовно-нравственного образования «Самопознание», столь актуального на сегодняшний день для всего мира. Эпиграфом для начала своего выступления я взяла строки из народной мудрости, а именно – «Это время…, когда так много за окном, но ничего в комнате..». Эти слова заставляют нас задуматься.. «Комната» - внутренний мир человека. 1.Позитивный настрой: Концентрация на Свет Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. - Что прочувствовали во время прослушивания текста? Поделитесь. Видеоролик : « Притча о маме – Ангел –хранитель» 2.Цель предмета «Самопознание». Начиная с 2010-2011 учебного года, в Казахстанских школах введён предмет «Самопознание». Можно сказать, что сегодня мечта Шакарима осуществилась, так как уроки самопознания - это и есть уроки совести. ШакаримКудайбердиев (1858-1931) – великий казахский классик, вдохновитель идеи самопознания. Самопознание – это внутреннее образование. Что мы познаём о себе? Психология познаёт то, в чём мы разные, а самопознание познаёт то, что нас объединяет. Что нас объединяет? Высшее духовное Я, Совесть, Вечные Общечеловеческие Ценности. Самосовершенствование начинается с работы над самим собой. Цель предмета «Самопознание»- становление человека совершенного характера, который живёт в единстве слова, мысли и дела, основанных на вечных духовно-нравственных ценностях. Истинное образование должно объединить сердце, ум и руки. То, о чём думает голова, должно быть глубоко прочувствовано сердцем, а затем правильные решения должны быть выполнены руками. Если рассмотреть Древо Ценностей , которые положены в основу духовно-нравственной программы «Самопознание», то основа всего, всех проявлений жизни – это Любовь (вода). Любовь связывает все общечеловеческие ценности между собой. Если наши мысли будут пронизаны Любовью, они станут Истиной (корни). Когда мы вкладываем Любовь в то, что мы делаем, это становится Праведным Поведением (ветви). Когда Любовь проявляется в наших эмоциях и чувствах, то мы счастливы и пребываем в состоянии Внутреннего Покоя (цветы). Эту Любовь поддерживаем в течении всей жизни и приходим к такому идеалу как Ненасилие (плоды). Условия преподавания дисциплины «Самопознание» Создание атмосферы любви, доверия, вдохновлённого творчества в организации образования. Интеграция духовно-нравственного образования в целостный педагогический процесс. Необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе духовно-нравственного образования. 3.Притча: В давние времена жила большая дружная семья из ста человек и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь и не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то. А что он написал, мы попробуем угадать вместе с вами. (Дети высказывают свои версии, обсуждают их) В этой семье царит согласие, потому что в ней есть понимание, уважение и любовь. 4. Психолого–педагогические основы программы НДО «Самопознание». Необходимо помочь человеку открыться миру, людям… Процесс НДО (образование для сердца)существенно отличается от процесса интеллектуального образования (образование ума). Прежде всего, тем,что нравственно-духовное образование - это внутреннее образование. Внешнее образование отвечает за успех во внешней жизни. Внутреннее образование означает нравственность в жизни. Основоположник идеи «Самопознание» Сара Алпысовна Назарбаева сказала, что «на рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребёнка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов – человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует… Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя должен каждый» 5. Роль семьи. Фрагмент из фильма «Звёздочка на земле» «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться делать добро», - говорил В.А.Сухомлинский. Семья-это основа нации, страны, мира и поэтому необходимо укреплять семью. Воспитание в сотрудничестве. Первостепенной обязанностью родителей является воспитание характера ребенка Типы отношений родителей к детям, отрицательно влияющих на характер детей Излишняя опека (ребёнок привыкает полагаться на своих родителей до такой степени, что это мешает ему самому принимать решения) Излишняя уступчивость (делает ребёнка испорченным, требовательным, неспособным относиться к другим с пониманием) Излишняя тревога (делает ребёнка беспокойным и нервным – могут развиться психосоматические болезни) Завышенные требования (дети склонны чувствовать себя растерянными, подавленными и неудачниками) Пренебрежение (дети, которыми пренебрегали, отвергали в раннем возрасте, проявляют склонность к агрессии и импульсивности, становясь старше, что способствует увеличению преступности, насилия, наркомании) Отметьте, пожалуйста, как вы общаетесь со своим ребёнком? Суицид среди подростков Суицид- добровольный уход из жизни. Суицидальное поведение встречается чаще у подростков, чем в других возрастных группах. Это связано с рядом особенностей подросткового возраста. Отчаяние у подростка может вызвать отсутствие сочувствия его переживаниям у родных и близких людей, боязнь быть наказанным за поступок, страх осуждения, травля среды. Опрос родственников, учителей, подростков - суицидантов показал, что поступок ребенка в большинстве случаев для них оказался неожиданностью. При отсутствии других реальных возможностей воздействовать на окружающую микросреду, ребята часто прибегают к шантажу таким образом. Большинство подростков не отдают себе отчета в реальной трагичности последствий суицида. На что взрослые должны обратить внимание: Суицид у подростков является следствием невнимания к ним Иметь элементарные знания психологии данного возраста Помнить, что при наличии у подростка кризисных явлений, он всегда нуждается в участии взрослых Учитывать характер окружающей подростковой микросреды. Меры профилактики: Проанализируйте отношения с детьми. Будьте внимательны к ним, их словам и поступкам. Не жалейте любви для своих детей. Роль матери в воспитании ребёнка «Духовный учитель в десять раз важнее обычного учителя, отец в десять раз важнее духовного учителя. А мать в тысячу раз важнее отца» Восточная мудрость. Процветание в доме зависит от женщины. Ребёнок должен быть с матерью первые пять лет. Мать не должна перекладывать свою ответственность за воспитание ребёнка на кого-то другого (няню, бабушку). 6. Притча « Ведь это всего один час» После нелегкого рабочего дня вернулся один человек домой. Время было позднее, он измучился и устал, но обрадовался, увидев, что пятилетний сынишка ждет его на пороге дома. – Пап, – поприветствовав отца, тихо проговорил малыш, – можешь ответить? Я ждал, чтобы спросить… – Конечно, спрашивай! – воскликнул отец. – Сколько денег ты получаешь? – Да разве это твое дело?! Незачем тебе об этом знать! Ребенок поднял на него грустные глаза. – Я очень-очень прошу тебя, скажи, сколько ты зарабатываешь за один час? – Ну, допустим, пятьсот. И что дальше? Тебе-то какая разница? – Пожалуйста, папа, – очень серьезно промолвил ребенок, – займи мне триста рублей. Отец вышел из себя и закричал на сына: – Ты ведешь себя отвратительно! Я так устал, но вынужден стоять здесь и слушать твою пустую болтовню! Думаешь только об игрушках, дожидался меня лишь для того, чтобы выпросить денег на всякие глупости! Опустив голову, мальчик скрылся за дверью детской. А отец, рассерженный и огорченный, так и стоял, прислонившись к стене. «Вот бессовестный, – думал он, – как же мой сын эгоистичен. Однако… Может, и я был не во всем прав?.. Я напрасно на него накричал, ведь обычно дитя никогда не просит у нас с матерью денег. Значит, ребенок обратился ко мне неспроста». Он тихонько зашел в комнату сына и сел возле детской кровати. – Ты ещё не заснул, мой хороший? – шепнул он. – Нет, я лежу и думаю… – Не сердись на меня, сынок, я сегодня ужасно устал, поэтому и нагрубил тебе. Вот, возьми деньги и, пожалуйста, прости меня. Малыш обнял отца за шею, его глазенки радостно засветились. – Пап, спасибо, большое-большое спасибо! Мальчик вытащил из кармана пижамы несколько скомканных банкнот и добавил к ним только что полученные купюры. Отец снова начал ворчать: – У тебя, как оказалось, предостаточно денег, а ты жадничаешь и выпрашиваешь еще. – Нет, папочка, мне как раз этих трехсот не хватало. Вот теперь я собрал ровно столько, чтобы купить один, всего лишь один час твоего, папка, времени. Можно? Я очень прошу, приди завтра чуть раньше, чтобы мы сели ужинать все вместе: ты, мама и я… Роль отца в семье Мужчина – воплощение долга, мудрости и дисциплины. Мужчине следует оберегать и защищать свою семью. Все члены семьи должны чувствовать себя в безопасности, должен заботиться и о материальном достатке семьи. Любовь отца к сыну – делает мальчика спокойным и уверенным в себе. Отец внушает своим сыновьям понятие – честности, мужественности, твёрдости воли, справедливости и ответственности. Любовь отца к дочери вселяет в девочку уверенность в себе. Отец, своей любовью и заботой о дочерях, воспитывает в них хорошее отношение ко всем мужчинам, из них получаются хорошие жёны, которые будут любить и уважать своего мужа и смогут создать дома атмосферу любви и счастья, в которой будут расти и хорошо развиваться дети. Воспитание в сотрудничестве Как завоевать послушание ребёнка? В сердце ребёнка находится высшее Я, он интуитивно знает Истину, как бы мал он не был. Если мама говорит неправду, то ребёнок не может слушаться. Если папа говорит одно, а делает другое, то ребёнок не может слушаться. Если с ребёнком лукавят, занимаются политикой, то он не может слушаться. Если мама говорит ему быть послушным, а сама не слушает папу, то ребёнок не может быть послушным. Добиться послушания ребёнка невозможно без сотрудничества и работы над собой. Воспитание девочек Главные качества в воспитании девушки: скромность, целомудрие, жертвенность, сострадание, уважение к старшим.Девочка которой сдетства привили все необходимые умения становится хранительницей счастья всех людей. Воспитание мальчиков Главное в воспитании мальчика. Перед мальчикам нужно ставить цель и учить преодалевать трудности, закалять стремление в вере.Обращайтесь с ним мягко но без излишней нежности. Обучите его уметь проигрывать, а также наслаждаться победой. Любить любого ребёнка, ибо любовь есть преобразующая сила. Понимать ребёнка и принимать его таким, какой он есть. Восполниться оптимизмом в отношении любого ребёнка. 7. Творческое задание: Выполнение родителями в практической части упражнений « Незаконченное предложение». 7.Стихотворение в исполнении «17 раз обнять, поцеловать раз10» Семнадцать раз обнять, поцеловать раз десять, лишь так сумеют счастливей стать наши дети, целуйте их всегда, ласкайте, купайте, коль дома нищета, игрушки покупайте. Пусть он растет не так, о будущем мечтайте, любви хоть на пятак, ребенку отпускайте. Досаде вопреки, ребенка обнимайте, И внешность, как в ссылки его заключайте. Иначе дьявол злой, его уловит в сети, Любовь, добро, покой, о них мечтают дети. А нам все недосуг, и гонит нас забота, что все как у подруг, наряды и работа. Чтоб все как у друзей, и интерьеры, дача, не видим слез детей, пока ночами плачут. Пока мы свой карман, для них же набиваем, их гладит наркоман, а мы о том не знаем. Целует их маньяк, любви им не хватает, они не просто так, как птицы улетают. И нам их не догнать, они парят в нирване. Ах, если б это знать, мы могли заранее. 17 раз обнять, поцеловать раз 10. Лишь так счастливей стать, сумеют наши дети. Примите, пожалуйста, этот совет, и придя сегодня с собрания домой вы можете ничего не говорить детям, а просто обнимите их, поцелуйте, скажите им, что они у вас самые- самые лучшие. Закончить своё выступление мне хочется словами С.А.Назарбаевой: «…Каждый из нас, родителей, мечтает, чтобы наши дети были способными, находчивыми, талантливыми, чтобы они были не хуже, а лучше других детей. Однако, думаю, не об этом надо мечтать, дорогие друзья, а о том, чтобы ребёнок наш стал хорошим Человеком. Чтобы он пронёс звание Человека через все жизненные испытания». "Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите - будете плакать на старости лет - вот, по моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства." В. А. Сухомлинский 8.Домашнее задание: Просмотр фильма «Звездочки на земле» (Индия) 9. Песня «Берегите своих детей» на стихи Эдуарда Асадова. Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились, Ничего нет дороже слез, Что с ресничек родных скатились. Обнимите покрепче их, Детской ласкою дорожите Это счастье! короткий миг Быть счастливыми поспешите. Ведь растают как снег весной, Промелькают дни просто эти И покинут очаг родной Повзрослевшие Ваши дети. Перелистывая альбом С фотографиями из детства, С грустью вспомните о былом О тех днях, когда были вместе. Как же будете Вы хотеть В это время опять вернуться Чтоб им маленьким песню спеть, Щечки нежной губами коснуться. 01.Рефлексия Под тихую музыку учитель проговаривает о чём велась речь |
Ресурсы: (материалы, источники) Притча, музыкальные мелодии. |