Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями детей с ООП
Успех коррекционной работы с детьми с ООП в дошкольной организации обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители детей с ООП стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения.
С этой целью мною активно проводится работа, основанная нараспространении среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, приобщении их к коррекционно-педагогической работе. Приобщение родителей к совместной деятельности организовала в форме Гостиной для родителей детей с ООП.
С целью привлечения родителей к использованию разнообразных приёмов коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях домашнего воспитания проводила консультации группового и индивидуального характера, проводила ознакомление с приёмами взаимодействия с ребёнком, оказание ему действенной помощи в выполнении определённых видов деятельности.
Одной из форм работы с родителями явилось оформление стенда учителя-дефектолога, в который помещала полезную информацию по вопросам адекватного использования разнообразных приёмов коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях семейного воспитания, педагогические рекомендации по различным направлениям коррекции имеющихся нарушений в психическом развитии детей. В течение учебного года информация в уголке дефектолога обновлялась в соответствии с планированием, а также с учётом актуальных потребностей родителей в специальных знаниях. Преемственность в работе с родителями осуществлялась также благодаря ведению индивидуальных тетрадей с практическими упражнениями и заданиями игрового характера, направленными на закрепление и совершенствование сформированных у детей навыков и умений.
Так в сентябре 2018 года во время первой встречи «Давайте знакомиться», я как руководитель Гостиной, провела игру «Клубок знакомства» с целью познакомиться родителям и педагогам, присутствующим в Гостиной. Затем представила педагогов, выступающих на данной встрече в Гостиной. Педагог-психолог Валентина Юрьевна провела групповой тренинг с родителями детей с ООП «Общение с ребёнком» с целью формирования позитивных установок восприятия «особенного» ребёнка, рефлексии собственных чувств, чувств ребенка. По второму вопросу я, как учитель-дефектолог, рассказала родителям об инклюзивном образовании в нашем саду. Раскрыла понятие инклюзивное образование, выделила основные плюсы инклюзивного образования: В конце встречи каждому родителю были представлены памятки для родителей от педагога-психолога «Ваш ребёнок пришёл в детский сад», также были представлены памятки от учителя-дефектолога родителям«Что получает Ваш ребёнок в инклюзивной образовательной среде».
В начале второй встречи «Развивайтесь вместе с ребёнком» педагог-психолог Валентина Юрьевна, дала рекомендации родителям по итогам психолого-педагогического обследования детей. Беседовала с родителями по организации игровой деятельности детей дома. Воспитатель Валентина Витальевна рассказала, что в дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих упражнений направлены на совершенствование нескольких познавательных процессов одновременно. В конце встречи каждому родителю была представлена книжка – малышку «Играем с ребёнком дома», созданная учителем-дефектологом.
Во время третьей встречи «Речь ребёнка на кончиках пальцев» воспитатель Татьяна Николаевна рассказала, что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Учитель-логопед Анастасия Николаевна провела практикум для родителей «Ребёнок «зарычал», «зашипел», «засвистел». Далее привела примеры игр, которые способствуют формированию фонетико-фонематических процессов, предпосылок к овладению навыками чтения и письма. В конце встречи каждому родителю была представлена картотека игр «Развитие мелкой моторики у детей с ООП»
Во время четвёртой встречи «Воспитание желания у ребёнка к познанию, как условие успешного обучения в школе» учитель-дефектолог Анастасия Николаевна рассказала, что комплексное изучение детей с ООП показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков ОВ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости – несформированная деятельность, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
По данным эпидемиологических исследований эти дети составляют 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении. Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности. Педагог-психолог Валентина Юрьевна пояснила, что социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Социально-бытовая ориентировка детей с ООП существенно затруднена, так как дети с ООПбывают, безынициативны, их эмоции недостаточно яркие, они не умеют выразить свое эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей. Дети не могут регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готовы к волевой регуляции поведения. В отличие от своих сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, дети с ООП не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Именно поэтому этим детям нужна поддержка взрослых, чтобы они могли действовать по образцу. В контексте формирования личности ребенка с ООПсоциализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Воспитатель Татьяна Александровна рассказала, что обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных. В конце встречи каждому родителю была представлена памятка «Для родителей будущих первоклассников» и «Методические рекомендации с упражнениями на слуховое восприятие звуков».
Ещё одной формой работы с родителями явилось оформление стендовой информации «Стенд дефектолога», в которой помещалась полезная информация по вопросам использования приёмов коррекционно-развивающей работе с детьми с ООП в условиях семейного воспитания, педагогические рекомендации по различным направлениям коррекции имеющихся нарушений в психическом развитии детей.
Стендовая информация для всей семьи |
|||
№ |
Тема |
Сроки |
Форма завершения |
1 |
Игры с ребёнком, помогут Вам научиться сотрудничать вместе |
Октябрь |
Буклет «Играем дома» |
2 |
Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр |
Декабрь |
Папка-пердвижка «Играем - цифры запоминаем» |
3 |
В игры ираем – речь развиваем |
Февраль |
Памятка «Приемы, направленные на стимуляцию потребности в речевом общении» |
4 |
Идём на ПМПК |
Апрель |
Памятка родителям «Вместе готовимся к ПМПК» (психологический настрой семьи, какими ЗУН должен владеть ребёнок) |
5 |
На пороге школы |
Май |
Буклет «Критерии готовности ребёнка к школе» «Игры для подготовки ребёнка к школе» |
В течение учебного года стендовая информация в «Уголке дефектолога», обновлялась в соответствии с годовым планом, а также с учетом актуальных потребностей родителей в специальных знаниях. Стендовая информация оформлялась в дошкольных группах, которые посещают дети с ООП.
Подводя итоги по сотрудничеству с родителями можно сделать следующие выводы:
Во время встреч родители постепенно становились все больше заинтересованными в воспитании познавательных навыков у детей, единомышленниками педагогов детского сада.
Гостиная способствовала формированию у родителей потребности в познавательном общении с детьми, помогла им осознать важность дошкольного периода, как базовой ступени развития личности детей с ООП.
Каждый родитель ребенка с ООП получил достаточно интересных и полезных знаний о развитии своего ребенка.
Родители поняли, что только совместными усилиями семьи и детского сада, можно достичь положительных результатов.
Произошло непосредственное включение родителей в деятельность детского сада, педагоги стимулировали в детях и родителях истинный интерес к полезным видам деятельности, различным играм, совместному физическому и умственному труду.