Краеведение 6/7 класс
Тема урока: Одна страна – одна судьба (народы моего края)
Цель урока: учащиеся характеризуют историческую судьбу представителей разных национальностей Северного Казахстана, исследуют традиции и обычаи в свете формирования казахстанской идентичности, продолжают развивать навыки исследовательской работы и основы критического мышления, осознают себя как носителей исторической памяти, основы патриотизма и гражданственности
Ресурсы: учебная литература, видеоролики, презентация, материалы СМИ, гаджеты
Предварительный этап: сбор информации в рамках исследовательской деятельности
Ход урока:
1. ВМЭ (вводно-мотивационный этап) – создание коллаборативной среды/выход на тему урока – видеоролик
2. ИЭ (исследовательский этап)
Актуализация знаний учащихся – понятие «краеведение», предназначение курса
«Краеведение есть комплекс научных дисциплин, разных по содержанию и частным методом исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края»
А.С. Барков
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях родного края, на основе непосредственных наблюдений и разнообразных источников, как под руководством учителя, так и самостоятельно.
Постановка учебной проблемы: Почему мы говорим «Одна страна – одна судьба»?
Озвучивание мнений учащимися, формулировка суждения
Историческая справка
Сегодняшний Казахстан — государство с полиэтническим составом населения. По данным переписи населения 2009 г. казахи составляют 63,1 % населения, русские — 23,7 %, другие — 13,2 %; по официальным оценкам на начало 2018 г. — соответственно 67,47 %; 19,76 % и 12,77 %. Кроме казахов и русских на территории Казахстана проживают узбеки, украинцы, уйгуры, татары, немцы. Всего в нашей стране проживают представители 100-140 национальностей.
СКО: казахи - 34,6%, русские - 49,8%, украинцы - 4,3%, немцы – 3,5%, поляки – 2,1%, татары – 2,2%
Район имени Г. Мусрепова: казахи - 33%, русские - 42,6%, украинцы - 10,8%, немцы - 5 %, другие национальности - 8,6%.
А какие национальности представлены в нашем селе? (брейнсторминг)
!Вариант – демонстрация слайдов
Объясните, почему казахстанский народ многонационален?
Озвучивание мнений учащимися, формулировка суждения
Историческая справка
Выступления учащихся – презентация исследовательского материала
Индивидуальные задания – обряды и традиции (подбор информации)
А как живут в Казахстане представители разных национальностей? Почему?
Заслушивание ответов учащихся/демонстрация видеоролика и материалов СМИ
А какие общественные организации представляют интересы народа Казахстана?
Озвучивание мнений учащимися, формулировка суждения
Что вы знаете об Ассамблее народа Казахстана и этнокультурных объединениях?
Озвучивание мнений учащимися, формулировка суждения
Просмотр видеоролика
Самостоятельная работа учащихся с учебником и раздаточным материалом§8
Работа в парах – создание учебного продукта (кластера, схемы) и его защита
В ходе работы учащиеся с помощью гаджетов ищут дополнительную информацию в сети Интернет, анализируют тексты печатных СМИ
!История формирования многонационального народа (на примере СКО)
Русские
Татары
Евреи
Немцы
Поляки
Корейцы
Крымские татары
Греки
Чеченцы и ингуши
3. ОЭ (оценочный этап) Оценивание. Рефлексия
Смогли ли вы в достаточной мере проявить свою активность на уроке?
Была ли ваша деятельность на уроке успешной?
Что дал вам урок?
4. Домашнее задание
Подготовьте краткое сообщение об истории вашей семьи и/или традициях и обычаях национальности, представителем которой вы являетесь