«Как хорошо уметь читать», — твердим мы с детства. А хорошо уметь читать
— ещё лучше! Сегодня недостаточно читать бегло и техника чтения не показатель
читательской компетенции. Министр Образования Казахстана считает, что итоговая
аттестация школьников по всем предметам страдает из — за неумения внимательно
читать, выделять главное, вступать в диалог с текстом, что школьники зачастую не
могут пересказать текст своими словами. «25% людей, включая взрослых, читают
страницу и не могут передать содержание двумя тезисами — вот это беда. И корни
проблемы не в школе, а на самом начальном этапе обучения, где семья и школа
должны научить воспринимать книгу не только как источник знаний, но и как лучшего
друга и советчика. Чем же информативное чтение отличается от функционального? К
сожалению, гаджеты, интернет, бесконечный поток информации приучает нас , детей,
просматривать написанное бегло, по диагонали, не погружаясь мыслями и чувствами в
суть текста.
Вспоминается из уроков литературы лакей Чичикова Петрушка, который читал
только потому, что буквы причудливо складывались в непонятные слова. Неужели мы
со всей информационной грамотностью обречены вернуться к читательской
безграмотности?
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с
понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».
Как определяют понятия «грамотность» и «минимальная грамотность»?
Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.
Как определяют термин «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки
чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке,
прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень
грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности,
сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях
получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном
общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Каковы отличительные черты функциональной грамотности?
Функциональное чтение как способ решения жизненных проблем
Полная версия материала