Актуальность этого вопроса состоит в том, что переход к информационному
обществу требует полного развития личности, в том числе ее коммуникативных
способностей, облегчающих успешную социализацию современных выпускников.
Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими
целостную картину мира, умениями и навыками, осуществлять разные виды
деятельности, а также обладать современными ценностными ориентациями и
опытом творческой деятельности, быть готовым к межличностному и
межкультурному сотрудничеству.
Воспитательно-образовательный процесс в современной школе
обусловлен задачами по формированию ключевых компетенций будущих
выпускников: умения жить в обществе с возрастающей информацией, а отсюда
желания учиться всю жизнь, как основы непрерывной подготовки в
профессиональном плане. Этим и обусловлена практическая значимость проблемно
- диалогового обучения.
Сейчас все настоятельнее встает требование коренным образом перестроить
обучение. Много говорят о гуманизации, а это предполагает личностный подход в
обучении. Повышаются требования к учителю: ему необходимо научить всех при
том положении, что школа готовит ученика, натаскивая его за задания единого
экзамена, отучая тем самым мыслить, анализировать, так как вся подготовка
сводится к решению тестов.
Возникает противоречие: С одной стороны мы должны всех учеников
подготовить к итоговой аттестации, а с другой - на уроке не создаётся ситуация,
когда ученик сам добывает знания, учится самостоятельно решать поставленные
перед ним вопросы.
В связи с этим возникает проблема:
Как же научить детей давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос,
учить ставить и решать проблемы на уроке изучения нового материала?
Чтобы решить данную проблему, возникает необходимость применения на
уроках технологии проблемного диалога для раскрытия индивидуального
потенциала конкретного ученика, так как в любом классе ученики значительно
отличаются друг от друга и в усвоении материала и по способам работы, по
доступному для них темпу продвижения вперёд.
Идея этих изменений сформировалась на основе теории проблемной
ситуации в мышлении и обучении известного психолога Матюшкина А.М и
технологии проблемного диалога Мельниковой Е И.
В развивающей образовательной системе Занкова также активно
используется технология проблемно-диалогического обучения.
Учитель и ученик в творческом диалоге
Полная версия материала