ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой Родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что «малая Родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
«Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места родного села, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава края. При составлении данной программы за основу взята районная программа спецкурса «Моё село», адаптирована к условиям нашего села. В каждое занятие включена профориентационная работа. Эта теме очень актуальна в настоящее время, так как правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами даёт возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом. Основная идея опыта: «Организация тьютерского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на начальном этапе обучения»
Новизна в том, что профориентационная работа идёт начиная с младшего класса и даёт возможность погрузиться в мир профессий, чтобы сделать осознанный выбор.
Участники образовательной программы учащиеся 4 класс школы.
Срок реализации – один учебный год. Программа рассчитана на 34 занятия по 1 учебному часу на каждое.
Цель программы: знакомство учащихся с различными профессиями, воспитание качеств, присущих людям этих профессий
Задачи программы:
- формировать интерес к истории родного края, его культуре и природе.
- расширить представления о профессиях людей, населяющих село
- выявлять и развивать профессионально значимые качества личности;
- осуществлять самоанализ развития своей личности;
- проводить профессиографический анализ профессий и соотношение требований профессии к человеку с его личными достижениями
Формы и методы: работа с различными источниками информации, проектная деятельность, самостоятельная работа, работа в парах, группах, творческие работы.
Планируемые результаты:
-в результате проектно-исследовательской деятельности пополнят знания о профессиях
-определят профессионально значимые качества личности и скорректируют дальнейший маршрут саморазвития
Методические рекомендации:
Курс предполагает комплекс специально разработанных занятий. Организация деятельности младших школьников основывается на известных дидактических принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, доступность, связь теории с практикой.
Работа в рамках реализации программы осуществляется через проблемные, проектные,игровые,личностно-ориентированные,здоровьесберегающие,разноуровневые технологии, технологию сотрудничества.
Содержание программы:
I.Я и моя семья (5ч.)
Ты и твоя семья
ОФГ(Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. Ролевая игра) Профессии наших родителей
Семейный этикет Семейные обычаи и традиции
ОФГ (Экономим время Режим дня) Профессии наших родителей
Семья Члены семьи Происхождение семьи История рода
ОФГ (Мой дом – моя семья Поколения, традиции, обычаи) Семейная династия медиков.
Семья Члены семьи Происхождение семьи История рода
ОФГ (Мой дом – моя семья Поколения, традиции, обычаи) Семейная династия железнодорожников.
Один дома Соблюдение техники безопасности Профессии экстренных служб
II.Наша школа (4ч.)
История моей школы Профессии школы
Традиции школы – что это такое? Профессии школы Профессия учителя физической культуры
Любимые частушки Профессии ДШИ
III. Моё село (3ч.)
Наше село История села Название села, где мы живём Улицы Достопримечательности
ОФГ (Путешествие на воздушном шаре Ресурсы и их экономия) Обзор профессий нашего села
Названия близлежащих сёл, о чём они рассказывают Профессии людей близлежащих сёл
Национальная кухня Обрядовые и ритуальные блюда нашего села Профессия повар
IV.Творчество (4ч.)
Народная поэзия – самобытное и сложное явление среди жителей села Встреча с творческими людьми села
Изготовление макета казахской юрты Строительные профессии
Национальные игры и игрища Профессия учителя физической культуры
Любимые частушки Профессии ДШИ
V.Производство(8ч.)
Знакомство с Тогузакским элеватором Профессии элеватора
Мир сельского труженика История ремёсел Профессии села
Знакомство с электроцехом ОФГ (Экономим электроэнергию Как одна лампочка экономит деньги) Профессия электрик
Знакомство с Надежденским щебзаводом Добыча белой глины Белоглинка ОФГ (Национальное богатство страны Чем богат наш регион) Строительные профессии
Знакомство с Надежденским щебзаводом Добыча белой глины Белоглинка ОФГ (Национальное богатство страны Чем богат наш регион) Строительные профессии
Виды предприятий, удовлетворяющих потребности жителей села Железная дорога Железнодорожные профессии
Профессии людей работающих на предприятиях села Профессии села
Труд родителей
Встреча с интересными людьми моего села
VI.Растительный и животный мир (6ч.)
Растительный и животный мир окрестностей села Тогузак Профессии, связанные с природоохранной деятельностью
Растительный и животный мир окрестностей села Тогузак
ОФГ (Красная Книга Казахстана) Путешествие по профессиям
Дикорастущие и культурные растения Огород Заочное путешествие в СХОС
Животные нашего края Профессии животноводства
Домашние животные Профессии животноводства
Ихтиофауна реки ТогузакПрофессии, связанные с водоиспользованием
VII.Карабалыкский район (4ч.)
Физико-географическое положение Карабалыкского района на карте области
ОФГ (Экономим тепло) Профессии людей нашего села
Природные ресурсы Карабалыкского района Рельеф. Климат
ОФГ (Путешествие на воздушном шаре Понятие о ресурсах ) Средства связи и профессии людей
Учебные заведения: колледжи, школы ОФГ (Экономим время. Режим дня)
Производство нашего района
ОФГ (Международная торговля Почему люди торгуют друг с другом) Творческое задание Кем быть?
Календарно-тематическое планирование (34ч.)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
I.Я и моя семья (5ч.) |
|||
1 |
Ты и твоя семья ОФГ(Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. Ролевая игра) Профессии наших родителей |
1 |
|
2 |
Семейный этикет Семейные обычаи и традиции ОФГ (Экономим время Режим дня) Профессии наших родителей |
1 |
|
3 |
Семья Члены семьи Происхождение семьи История рода ОФГ (Мой дом – моя семья Поколения, традиции, обычаи) Семейная династия медиков. |
1 |
|
4 |
Семья Члены семьи Происхождение семьи История рода ОФГ (Мой дом – моя семья Поколения, традиции, обычаи) Семейная династия железнодорожников. |
1 |
|
5 |
Один дома Соблюдение техники безопасности Профессии экстренных служб |
1 |
|
II.Наша школа (4ч.) |
|||
6 |
История моей школы Профессии школы |
1 |
|
7 |
Традиции школы – что это такое? Профессии школы |
1 |
|
8 |
История одного выпуска Проект «Первая учительница моих родителей» Профессии школы |
1 |
|
9 |
Встреча с известными учениками и учителями школы Профессии школы |
1 |
|
III. Моё село (3ч.) |
|||
10 |
Наше село История села Название села, где мы живём Улицы Достопримечательности ОФГ (Путешествие на воздушном шаре Ресурсы и их экономия) Обзор профессий нашего села |
1 |
|
11 |
Названия близлежащих сёл, о чём они рассказывают Профессии людей близлежащих сёл |
1 |
|
12 |
Национальная кухня Обрядовые и ритуальные блюда нашего села Профессия повар |
1 |
|
IV.Творчество (4ч.) |
|||
13 |
Народная поэзия – самобытное и сложное явление среди жителей села Встреча с творческими людьми села |
1 |
|
14 |
Изготовление макета казахской юрты Строительные профессии |
1 |
|
15 |
Национальные игры и игрища Профессия учителя физической культуры |
1 |
|
16 |
Любимые частушки Профессии ДШИ |
1 |
|
V.Производство(8ч.) |
|||
17 |
Знакомство с Тогузакским элеватором Профессии элеватора |
1 |
|
18 |
Мир сельского труженика История ремёсел Профессии села |
1 |
|
19 |
Знакомство с электроцехом ОФГ (Экономим электроэнергию Как одна лампочка экономит деньги) Профессия электрик |
1 |
|
20 |
Знакомство с Надежденским щебзаводом Добыча белой глины Белоглинка ОФГ (Национальное богатство страны Чем богат наш регион) Строительные профессии |
1 |
|
21 |
Виды предприятий, удовлетворяющих потребности жителей села Железная дорога Железнодорожные профессии |
1 |
|
22 |
Профессии людей работающих на предприятиях села Профессии села |
1 |
|
23 |
Труд родителей |
1 |
|
24 |
Встреча с интересными людьми моего села |
1 |
|
VI.Растительный и животный мир (6ч.) |
|||
25 |
Растительный и животный мир окрестностей села Тогузак Профессии, связанные с природоохранной деятельностью |
1 |
|
26 |
Растительный и животный мир окрестностей села Тогузак ОФГ (Красная Книга Казахстана) Путешествие по профессиям |
1 |
|
27 |
Дикорастущие и культурные растения Огород Заочное путешествие в СХОС |
1 |
|
28 |
Животные нашего края Профессии животноводства |
1 |
|
29 |
Домашние животные Профессии животноводства |
1 |
|
30 |
Ихтиофауна реки Тогузак Профессии, связанные с водоиспользованием |
1 |
|
VII.Карабалыкский район (4ч.) |
|||
31 |
Физико-географическое положение Карабалыкского района на карте области ОФГ (Экономим тепло) Профессии людей нашего села |
1 |
|
32 |
Природные ресурсы Карабалыкского района Рельеф. Климат ОФГ (Путешествие на воздушном шаре Понятие о ресурсах ) Средства связи и профессии людей |
1 |
|
33 |
Учебные заведения: колледжи, школы ОФГ (Экономим время. Режим дня) |
1 |
|
34 |
Производство нашего района ОФГ (Международная торговля Почему люди торгуют друг с другом) Творческое задание Кем быть? |
1 |
|
Итого: |
34 |
Список используемых источников:
- П.Черныш «Наш отчий край Карабалык»
- Журналы «Начальная школа»№1,6,7,8 2014; №2 2015; №2 2019
Материалы интернет-сайтов
- http://allforchildren.ru
- https://ja-rastu.ru/raskraski/tema/548-raskraski-professii.html
- http://allforchildren.ru/
- http://dochkiisinochki.ru/kartinki-professii-dlya-detej.html