Необходимость интеграции государства в мировую экономическую систему потребовали переосмысление задач, стоящих перед современным образованием. Формирование личности и её успешная адаптация в многогранном окружающем мире во многом зависит от разнообразия образовательных услуг, предлагаемых в начальной школе, основная цель которой – общее умственное и социальное развитие ребёнка, начиная с 6-летнего возраста. Известно, что у детей младшего школьного возраста наиболее высокий интерес к происходящим вокруг явлениям жизни.
Методическая тема, над которой я работаю - «Профессиональное самоопределение школьника через реализацию вариативного курса «Моё село», как путь становления выпускника на начальном этапе обучения. Основная идея опыта: «Организация тьютерского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на начальном этапе обучения» На мой взгляд эта теме очень актуальна в настоящее время, т.к. правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами даёт возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.
Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии.
К сожалению, наши дети знакомы с немногими профессиями, часто не знают содержания работы, характера и условий труда, требований предъявляемых работнику той или иной профессии.
Поэтому целью своей работы я поставила: знакомство учащихся с различными профессиями, воспитание качеств, присущих людям этих профессий, выявление и развитие профессионально значимых качеств личности; осуществление самоанализа развития своей личности; проведение профессиографических анализов профессий и соотношение требований профессии к человеку с его личными достижениями.
В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:
- Расширение интересов и способностей детей в учебном процессе через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности.
-Расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации.
-Развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.
-Выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами.
-Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
-Побуждение школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшими учащимися начальной школы. Эта работа ведется с первого по четвертый класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Как сказал Бернард Шоу:«Единственный путь к знанию – деятельность», поэтому в процессе деятельности знакомлю обучающихся с разными профессиями, что поможет им в будущем в выборе своего жизненного пути.Структура профориентационных занятий в начальных классах основывается на их возрастных особенностях. Эти особенности не являются одними и теми же для первого и для четвертого классов.
Стремление к познанию окружающего мира и себя заложено в самой природе ребёнка, который в игровой деятельности моделирует реальную действительность. В играх профориентационного содержания проявляется субъектная позиция младшего школьника, развиваются представления о себе, своих качествах и возможностях, следовательно, создаются условия для обогащения продуктивного опыта.
По образному сравнению А. Г. Асмолова, «детская игра – это первый профориентатор ребёнка. В игре ребёнок учится возможности быть капитаном, врачом и т. п.». Поэтому, используя игровые моменты, школьники узнают о многих новых профессиях, более подробно знакомятся с уже знакомыми.
В профориентационные занятия для первоклашеквключаю две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия.
Например, если же речь идет о профессии шофера, то дети должны на ограниченном пространстве класса «проехать», никого не задевая. Если кто-то кого-то заденет, то – садится на место. Оставшиеся пять человек – самые аккуратные водители!
Во втором и третьем классе профориентационная работа предусматривает включение школьников в практическую пробу сил в разных сферах деятельности. Учитывая специфику возраста, данную работу можно организовывать в форме воображаемого путешествия по профессиям. Но, чтобы отправиться в путешествие, необходима подготовительная работа, где ребята должны узнать об истории возникновения профессии, об орудиях труда, и затем перевоплощаться в человека той или иной профессии. После чего обязательно нужна рефлексия, чтобы узнать, что получилось, что – нет, и почему не получилось.
В 4 классе: обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжаю воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Учащиеся расширяют и углубляют представления о различных профессиях. В каждое занятие вариативного курса «Моё село» включаю профориентационную работу. Учащиеся приобретают знания и представления о многих актуальных профессиях на сегодняшний день.
Задумываются о важности и необходимости каждой профессии. У детей возникает желание задуматься о выборе будущей специальности. Родители, представители разных профессий становятся активными участниками образовательной деятельности. Мои выпускники начальной школы 2018 года в среднем звене продолжают своё профессиональное самоопределение. Записываются в кружки, которые помогают создавать все условия для творческого развития у школьников специальных способностей: изобретательских, конструкторских и др. Ребята выполняют творческие проекты, участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, в ходе работы в этих направлениях они приобретают не только практические навыки в изготовлении каких-либо изделий, но интересуются научной стороной тех или иных вопросов.
Я считаю, что работа в этом направлении даёт много для развития творческих способностей школьников, развивает эстетический вкус, самостоятельность в рабо