Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Профессиональное самоопределение школьника через реализацию вариативного курса «Моё село»

Профессиональное самоопределение школьника через реализацию вариативного курса «Моё село»

ya_socials
Опубликовано:
Автор: svetlanakazhaeva0882

Необходимость интеграции государства в мировую экономическую систему потребовали переосмысление задач, стоящих перед современным образованием. Формирование личности и её успешная адаптация в многогранном окружающем мире во многом зависит от разнообразия образовательных услуг, предлагаемых в начальной школе, основная цель которой – общее умственное и социальное развитие ребёнка, начиная с 6-летнего возраста. Известно, что у детей младшего школьного возраста наиболее высокий интерес к происходящим вокруг явлениям жизни.

Методическая тема, над которой я работаю  - «Профессиональное самоопределение школьника через реализацию вариативного курса «Моё село», как путь становления выпускника на начальном этапе обучения. Основная идея опыта: «Организация тьютерского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на начальном этапе обучения» На мой взгляд эта теме очень актуальна в настоящее время, т.к. правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами даёт возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.

Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии.

К сожалению, наши дети знакомы с немногими профессиями, часто не знают содержания работы, характера и условий труда, требований предъявляемых работнику той или иной профессии.
Поэтому целью своей работы я поставила: знакомство учащихся с различными профессиями, воспитание качеств, присущих людям этих профессий, выявление и развитие профессионально значимых качеств личности; осуществление самоанализа развития своей личности; проведение профессиографических анализов профессий и соотношение требований профессии к человеку с его личными достижениями. 

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

- Расширение интересов и способностей детей в учебном процессе через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности.

-Расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации. 

-Развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры. 

-Выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами. 

-Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

-Побуждение школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы: 

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшими учащимися начальной школы. Эта работа ведется с первого по четвертый класс. 

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. 

4) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах). 

Как сказал Бернард Шоу:«Единственный путь к знанию – деятельность», поэтому в процессе деятельности знакомлю обучающихся с разными профессиями, что поможет им в будущем в выборе своего жизненного пути.Структура профориентационных занятий в начальных классах основывается на их возрастных особенностях. Эти особенности не являются одними и теми же для первого и для четвертого классов.

Стремление к познанию окружающего мира и себя заложено в самой природе ребёнка, который в игровой деятельности моделирует реальную действительность. В играх профориентационного содержания проявляется субъектная позиция младшего школьника, развиваются представления о себе, своих качествах и возможностях, следовательно, создаются условия для обогащения продуктивного опыта.

По образному сравнению А. Г. Асмолова, «детская игра – это первый профориентатор ребёнка. В игре ребёнок учится возможности быть капитаном, врачом и т. п.». Поэтому, используя игровые моменты, школьники узнают о многих новых профессиях, более подробно знакомятся с уже знакомыми.

В профориентационные занятия для первоклашеквключаю две-три игры, связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия.

Например, если же речь идет о профессии шофера, то дети должны на ограниченном пространстве класса «проехать», никого не задевая. Если кто-то кого-то заденет, то – садится на место. Оставшиеся пять человек – самые аккуратные водители!

Во втором и третьем  классе профориентационная работа предусматривает включение школьников в практическую пробу сил в разных сферах деятельности. Учитывая специфику возраста, данную работу можно организовывать в форме воображаемого путешествия по профессиям. Но, чтобы отправиться в путешествие, необходима подготовительная работа, где ребята должны узнать об истории возникновения профессии, об орудиях труда, и затем перевоплощаться в человека той или иной профессии. После чего обязательно нужна рефлексия, чтобы узнать, что получилось, что – нет, и почему не получилось.

В 4 классе: обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжаю воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Учащиеся расширяют и углубляют представления о различных профессиях. В каждое занятие вариативного курса «Моё село» включаю профориентационную работу. Учащиеся приобретают знания и представления о многих  актуальных профессиях на сегодняшний день. 

Задумываются о важности и необходимости каждой профессии. У детей возникает желание задуматься о выборе будущей специальности. Родители, представители разных профессий становятся активными участниками образовательной деятельности. Мои выпускники начальной школы 2018 года в среднем звене продолжают своё профессиональное самоопределение. Записываются в кружки, которые помогают создавать все условия для творческого развития у школьников специальных способностей: изобретательских, конструкторских и др. Ребята выполняют творческие проекты, участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, в ходе работы в этих направлениях они приобретают не только практические навыки в изготовлении каких-либо изделий, но интересуются научной стороной тех или иных вопросов.
Я считаю, что работа в этом направлении даёт много для развития творческих способностей школьников, развивает эстетический вкус, самостоятельность в рабо

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты