РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее
поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе.
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со
сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала
каждого ребенка, поэтому важное значение в становлении личности имеет классный коллектив.
^ Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой
целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и
отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при
безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
^ Развитие личности в ученических коллективах.
Коллектив может оказывать двойственное, как “положительное”, так и “отрицательное” влияние
на личность, и важно усилить первое, сведя к минимуму второе.
Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему
человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, при наделении
его, слишком большими полномочиями и властью над личностью, а также при недостаточно
высоком уровне собственного развития ребенка может препятствовать его дальнейшему росту.
Педагог на практике сталкивается, таким образом, со сложной задачей: как, управляя развитием
самого коллектива, усилить его положительное и уменьшить возможное отрицательное
воздействие на личность ребенка.
Для того, чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив
должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности,
способствующие развитию личности.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен, нередко противоречив.
Прежде всего, он глубоко индивидуален. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются
друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, знаниями, умениями,
многими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных
отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное
влияние на коллектив
В научных исследованиях выделены три наиболее распространенные модели развития отношений
между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу - конформизм; 2) личность
и коллектив находятся в оптимальных отношениях - гармония; 3) личность подчиняет себе
коллектив - нонконформизм.
Идеал взаимоотношений - гармонизация личности и коллектива.
^ Роль классного руководителя в формировании коллектива.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его
воздействия на личность учащегося. В практике педагогического управления коллективом
школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:
1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к
самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не
подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго
дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников.
При отрицательном воздействии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути.
Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые надо решить, ставили сами ребята, и к этому
их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.
2. Коллектив - динамичная система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому
педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная как
единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог постепенно меняет
тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших
стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь
тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив
класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, поддерживает
тесную и постоянную связь с семьей.
4. Показатель правильного руководства - наличие в коллективе общего мнения по всем вопросам
жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все
ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить
его и выработать необходимую линию общественного поведения.
5. Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений -
неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные и временные
поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально
либо совсем не выполняются. Вот почему в разработке индивидуальных поручений следует идти
не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих учащихся. Тогда
положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.
6. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение учащиеся
занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе.
7. Положение ученика в коллективе зависит не только от особенностей самого школьника, но и от
норм и стандартов приятых в коллективе отношений. Один и тот же ученик в одном коллективе
может оказаться в благоприятном, а в другом - в неблагоприятном положении. Поэтому надо
создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они
могут получить более высокий статус.
8. На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в
коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности
ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж. Вдумчивый классный
руководитель постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности,
позволяющей вводить школьников в новые отношения.
Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного
управления им со стороны воспитателя. Эффективное управление коллективом возможно при
условии глубокой теоретической вооруженности воспитателей в вопросах коллектива, особенно
таких, как опора на самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива
и личности. Важное значение в управлении имеет также объединение усилий взрослых в
руководстве детскими коллективами.
Влияние на взаимоотношения детей в коллективе немыслимо без глубокого и постоянного
изучения характера отношений, их динамики. Эта сторона деятельности учителей незаметна. Не
менее важным условием такого влияния следует считать искренность в отношениях с детьми,
заинтересованность в их судьбах, стремление помочь им стать лучше.
Успех учителей в руководстве школьными коллективами во многом зависит и от овладения
учителями конкретными приемами руководства коллективами, постоянное их совершенствование.