Тема: «Нравственно-эстетическое воспитание и адаптация учащихся в процессе деятельности кружковой работы».
Лысенко Анастасия Андреевна
Педагог-психолог
КГУ «Ленинская средняя школа»
Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой - воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
Нравственно - эстетическое воспитание это - воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни.
Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво.
Эстетическое воспитание, будучи частью нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннее развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру - это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.
Нравственно-эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д.Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать эстетический вкус.
Нравственно - эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к прекрасному, существующему в творениях Человека. Задача школы - сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного.
Я развиваю эстетический вкус так, чтобы учащиеся научились видеть и оценивать прекрасное, т.е. воспитываю культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала.Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Учитывая эту особенность школьников, необходимо показать им величие и красоту труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом мною большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье.Очень полезны беседы об эстетическом соответствии материала и модели по индивидуальным особенностям человека.
Переход из младшего звена в среднее — важный момент в жизни школьника. Особенно в пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.
Адаптация пятиклассников это прежде всего процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными.
Мой опыт работы показывает, что среди традиционных психологических приемов наиболее эффективны на данном этапе следующие: оказание поддержки в новых ситуациях; оказание помощи в осмыслении опыта сотрудничества, и вовлечение ребят кружковую деятельность.
На занятиях по бисероплетению в 5-ом классе я познакомила с видом старинного творчества - плетением из бисера. На них ребята познакомились с забытым, а затем возродившимся, и сейчас таким модным среди молодежи искусством изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса. Девочки самостоятельно подбирают различные по цвету бисер, обмениваются мнениями. Я даю краткую информацию об особенностях той или иной композиции, его цветовом решении и колористических особенностях. Предлагаю самим решить, и подобрать необходимый цвет, внести дополнение в схему, а потом и в готовое изделие. Предварительная работа по бисероплетению состоит из рассматривания образца, работы по схеме, с включением всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного), что ведет к развитию воображения, внимания и памяти. Набор бисера на проволоку активизирует биологически активные точки на пальцах, что оздоравливает организм. Сам процесс набора бисера закрепляет навыки порядкового и количественного счета. Бисероплетение оказывает стимулирующие влияние на развитие мелкой моторики, способствует развитию речи ребенка, улучшает память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывает усидчивость. Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.
В результате обучения дети могут сами составлять схемы любого изделия с последующим изготовлением, что формирует положительную мотивацию к труду и развивает творческие способности.
Бисерное рукоделие пришло к нам как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла из глубин истории, передаваясь по наследству из поколения в поколение. Изделия, снизанные из мелких бус и бисера известные еще в Древнем Египте и Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего Востока, Африки и Индии, Европы и Азии. На территории нашей страны изделия из бисера были известны еще в 6-5 вв. до нашей эры. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета. Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце 19-начале 20 в.в.
Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений приобрело новую жизнь.
Работа по нравственно - эстетическому воспитанию школьников должна быть систематической и целенаправленной.Но чтобы добиться результатов и воспитать ребенка эстетически развитым, нужно помнить, что «эстетическое воспитание непрерывно - оно осуществляется всеми учителями, на всех занятиях, все время».
Результат моей деятельности показывает, что адаптационный период у школьников проходит без межличностных проблем с пониманием самого себя, преодолением трудностей, оказанием помощи, в познании чувства прекрасного, этической культуры в социальном окружении, толерантного отношения кдруг другу.
Нравственно-эстетическое воспитание – это система педагогической деятельности, которая наиболее полно использует все возможности развития школьника. Данная система объединяет под собой совместную работу школы и семьи, учителей и родителей – ведь именно такое взаимодействие может обеспечить грамотное нравственное эстетическое воспитание школьников.
В.А. Сухомлинский: «так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».
Список использованной литературы:
1. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. – М.: Знание, 1987. – 128 с.
2. Эстетика: Словарь / Под общ.ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
3. Кинелев С.В. Адаптация личности как социальное явление. Автореф. Дисс. Канд. Филос. Наук, Л., 1978
4. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990.
5. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979.