Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной.
Некоторые изменения произошли. Школа стала более демократичной. Мы, учителя, получили определённые права в выборе методов обучения. Изменилась сегодня и цель образования. Она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно, наши ученики должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед ними действительность, заинтересованными во всё более самостоятельном познании. А отсюда изменилось отношение учителя к смыслу учебной деятельности и к ученикам, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся.
Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том, или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа?
Когда сегодня говорят о катастрофическом падении интереса к книге, чтению, думается выход из этого положения в поисках и использовании нетрадиционных форм и методов обучения, новых технологий. Одним из путей достижения этой цели является развитие функциональной грамотности учащихся в аспекте функционального чтения.
Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы обозначено участие казахстанских школьников в Международном проекте «Изучение качества чтения и понимание текста».
В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания. Практика показала, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.
Русский язык и литература в казахской школе являются одним из ведущих предметов гуманитарного цикла и призваны развивать функциональную грамотность учащихся. Я, учитель с почти тридцатилетним стажем работы в школе, когда-то проходила курсы повышения квалификации на тему «Развитие функциональной грамотности чтения учащихся в рамках проведения международного исследования РІSA». Меня, как учителя новой формации, очень заинтересовали результаты исследований в рамках программы РІSA. Ведь одним из основных требований к преподаванию русского языка в казахской школе является развитие коммуникативных навыков. А развить коммуникативные навыки можно только через грамотность чтения.
Грамотно читать - это значит размышлять над содержанием текста, оценивать смысл и значение текста и научиться излагать свои мысли о прочитанном. И поэтому передо мной встал вопрос: какие виды работ должен применять учитель на своих уроках, чтобы довести до сознания каждого ученика нужность и важность получаемых знаний, привить навыки применения этих же знаний в повседневной жизни.
Что требовалось с меня, как с учителя? Я решила меньше говорить на уроках, больше слушать своих учеников и старалась больше времени уделять групповой и парной работе учащихся.
Итак, после объяснения грамматической темы и выполнения тренировочных заданий по стратегиям критического мышления, я давала тексты с «переделанными» заданиями, где учитывалось время, возможности и возрастные особенности учащихся. Задания составлялись мной с учетом решения поисковых, исследовательских и творческих задач, с главной целью - заинтересовать ученика, обратить его внимание на проблемы, которые сможет решить человек, вооруженный навыками грамотного чтения.
Очень часто дети уверены, что уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую роль играют задания, включенные в тесты, заставляющие ребенка снова и снова обратиться к тексту: докажи словами текста, подчеркни необходимую тебе информацию по данному вопросу, определи места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок, подтверждающий её.
Такой подход к тексту меняет мотивацию ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять авторскую идею.
Чтобы увидеть, как воспринято и понято произведение и что для себя взял ребёнок, предлагаются задания (которые с удовольствием выполняют учащиеся)
Содержание заданий теста способствуют формированию умения оценить поступки героев, сделать выводы и помогают задуматься над своими поступками и поведением. Задания позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения, их воображение и речь, формировать эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- комплексный анализ текста;
- реконструкция текста;
- синквейн;
- поэтическая разминка.
Всем знакомы приемы и методы, которые часто используют на уроках: это «Инсерт», « Ментальные карты», « РАФТ», Эссе, синквейн, фишбоун, « Гора истории», «Мыльный пузырь» и т.д.
На уроке по произведению О .Сулейменова « Волчата» в 8 классе отдельные ученики по желанию представили мини-проекты о действующих лицах произведения, их постеры были размещены на доске. Затем всем ученикам было предложено задание охарактеризовать героев на иллюстрациях с помощью прилагательных и написать «синквейн» о каждом действующем лице. Ученики использовали информацию, представленную на постерах, создав новые продукты и представив классу. Информация, изученная таким образом, осталась в памяти, причем слабые ученики участвовали в работе наравне с другими детьми и ощутили успех, что особенно важно для дальнейшего повышения учебной мотивации.
Прием «Вопросы на стикерах» очень хорошо работает на уроках в 5 классе. Мы с ребятами применяли его так: сначала они изучили текст, предложенный учителем, затем сформулировали вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда, как, почему и записали их на стикерах. Затем мы сгруппировали эти вопросы по категориям сложности, расположив на листах формата А4, а потом отвечали на эти вопросы, постепенно переходя на новый уровень сложности. Активность класса возрастает, текст изучается достаточно глубоко, информация надолго остается в голове учащихся.
Остановлюсь на некоторых приемах и методах, которые я использую на своих уроках.
- « Вопросный камень»
v Ученики стоят лицом друг к другу. Заранее на бумажках составляют вопросы по содержанию прочитанного текста и формируют «камушек». По сигналу учителя кидают друг другу «камешки» и останавливаются по сигналу «Стоп». Каждый отвечает на вопрос, оставшийся у него в руках.
- « Ручеек»
v Стоят напротив друг друга в парах, держась за руки. Задают по очереди вопросы по тексту. Кто не ответил- выходит из игры.
- «Сороконожка»
v Несколько учеников стоят у доски (5-6). Остальные ученики с места задают вопросы по содержанию текста. Кто первым правильно отвечает на вопрос- встает в «голову» сороконожки.
- «Собери текст»
v Краткое содержание прочитанного произведения разрезают на полоски и предлагают собрать в правильной последовательности.
- « Найди соответствие»
v Дети читают предложенный текст. Затем ученикам раздаю текст, в котором поменяли числа, имена, времена года, цвета и т.д. Ученики находят ошибки или заполняют диаграмму.
- « Запутай меня»
v Ученик у доски пересказывает содержание прочитанного текста, одновременно показывая на цифры, написанные на доске и называемые учителем.
- « Угадай предложение»
v Учитель предлагает найти предложение в тексте по подсказке. Например: в этом предложении рассказывается о вещах, находящихся в кармане у Илюши.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную стратегию.
Если говорить о результатах, то использование на уроках при изучении текста таких приемов и методов, изложенных выше, повысило качество знаний по сравнению с 1 и 2 четвертью в 5-х классах на 14%, в 6-х – на 12%, в 8-ом классе на 16%. Это говорит о многом.
Активные стратегии, применяемые при изучении текстов, дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие стратегии проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным стратегиям организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счёте приведёт к падению у учащихся интереса к предмету.
Развивающий и воспитывающий потенциал активных стратегий урока можно охарактеризовать следующим образом:
-формирование у учащихся стойкого интереса к предмету
-воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний в различных сферах деятельности;
-развитие, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащихся, развитие творчества и фантазии.
Как бы не работал учитель, какие бы не давал задания детям, для того, чтобы они ощущали себя комфортно, необходимо всегда словесно поддерживать и подбадривать их, не скупиться на ласковое слово, на похвалу, на поддержку слабых. Обращение внимания на каждое удачное решение слабого ученика, для того чтобы вселить в него уверенность в себе, подхлестнуть его мнение о себе, для того, чтобы его стали уважать другие.
Итак, в будущем я хочу разрабатывать свои вопросы формата РІSA, где будут учтены возрастные особенности, степень владения русским языком учащихся, а также возможности и желания каждого ученика. А достичь своих целей я могу, так как у меня есть огромное желание и большой потенциал для поля деятельности.
Литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан Стратегия «Казахстан - 2050»
2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг.
3. Коханец А.И. Качество образования в Республике Казахстан: технология переориентации на результаты, Алматы - Астана, 2004 г.
4.Основные результаты международного исследования образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA-2012. А. Култуманова, Г. Бердибаева, Б. Картпаев, И. Иманбек, К. Шарбанова, М. Рахимова, Ж. Жумабаева, З. Пирнепесова, Б. Окенова, А. Увалиева. Астана: НЦОСО, 2013.
5. Ресурсы Интернета. Статья «Краткая информация о международном исследовании PISA». http://goo.kz/content/view/44/4416