Викторина по русскому языку и литературному чтению «Знайка – отвечай-ка»
Цель:
- Расширение и углубление знаний уч-ся по русскому языку и чтению; расширение кругозора; побуждение к познанию нового
- Развитие мышления, памяти, воображения, речи, сообразительности, интереса к чтению книг, к учебным занятиям, умения слушать друг друга
Ход занятия:
1.Организационный момент
- Сегодня мы с вами собрались на занятие, которое имеет необычное название «Викторина». Кто может объяснить значение этого слова?
(это игра в ответы на вопросы)
1 ученик
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
2 ученик
В школу ходим мы не зря -
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдёшь –
За минуту пропадёшь.
3 ученик
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно
Просто будет или сложно.
2.Викторина по русскому языку
- За правильные ответы вы будете получать жетоны. В конце занятия подсчитаем их и узнаем, кто у нас Знайка.
Игра «Расшифруйте слова»
- Измените порядок букв и узнайте слово:
АРАМ АЖАБ ЛЁАК НГМО АЧЫС
- Отгадайте, какие слова здесь зашифрованы:
2 4 3 5 6 1 7 8
Л Б У Н И К К А (клубника)
3 5 1 7 4 2 6
Ж ИН Ы Н О Ц (ножницы)
6 5 2 3 4 7 8 1
Ч И ТА Р О К С (старичок)
- Поставьте буквы в алфавитном порядке и прочитайте слово:
СМОТЫ (мосты) НЫБТИ (бинты) КИЖЁ (ёжик)
Игра «Озорные буквы»
- Замените в словах один гласный звук, чтобы образовалось новое слово:
ГАЛКА КОЛЕНО
БЛИН ЦВЕТ
ДУБИГРА
ЛОЖЬ ВЕРА
ОСЁЛКОЛОС
Игра «Составьте букет»
- Выберите цветы, в названиях которых есть мягкие согласные:
РОЗА, ЛЮПИН, АСТРА, ВАСИЛЁК, ПИОН, МАК, ГВОЗДИКА, НАРЦИСС, ГЕОРГИН
Игра «Подумай»
- Когда данный результат будет правильным, а когда нет?
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
Игра «Из букв – слово»
- Соедините вписанные буквы по линиям. Какие слова получаются?
К |
Р |
Т |
Д |
А |
О |
Е |
Игра «Слова-друзья»
- Подберите к словам близкие по смыслу слова:
АЛФАВИТ (азбука)
ОГОНЬ ( пламя)
ЧИСТЫЙ (аккуратный)
ПРЫГЫТЬ (скакать)
БРОСАТЬ (кидать)
КРАСНЫЙ (алый)
Игра « 7 ЛЮКов»
1._лю_к_
2._люк_
3._лю_к_
4._люк_
5._лю_ _ _к_
6._люк_ _
7._лю_ _к
1.Без этого не играют в хоккей.
2.Этот в руке у Бабы-Яги
3.Этот пекут, как пекут пироги.
4.Этот не знает, что значит улыбка.
5.В этот молочко наливают кошке.
6.Этот с болота приносят в лукошке.
7. Этот искал Карабас Барабас.
Игра-головоломка «Три буквы О»
- Подберите семь слов. Секрет головоломки в том, что у каждого слова по три буквы О.
О |
О |
О |
||||
О |
О |
О |
||||
О |
О |
О |
||||
О |
О |
О |
||||
О |
О |
О |
||||
О |
О |
О |
||||
О |
О |
О |
( волосок, колобок, хоровод, носорог, потолок, молоток, порошок, колокол, холодок, колосок и др.)
3.Физкультминутка
4. Литературная викторина
- Отгадайте загадку:
Белое поле,
Чёрное семя.
Кто его сеет,
Тот разумеет (книга)
- Скажите, кто любит читать?
- А что любите читать?
- Сейчас проведём литературную викторину.
Игра «Узнай сказку»
- Назовите сказки, в которых есть эти предметы.
(учитель показывает картинки с предметами)
- А теперь узнайте сказку по сказочным героям:
1.Царь,три сына, стрела, болото, лягушка. («Царевна-лягушка»)
2.Царь, три сына, сивка-бурка, царевна. («Сивка-бурка»)
3.Царь, три сына, Иванушка, конёк-горбунок, царевна. («Конёк-горбунок»)
4.Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея. («Золушка»)
5.Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз. («Морозко»)
Игра «Волшебные слова»
- Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:
1.По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Рус.нар. сказка)
2.Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок. Рус. нар. сказка)
3.Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик»)
4.Крекс, фекс, пекс.(Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или…»)
Игра «Удивительные превращения»
- В кого превращались или были заколдованы:
1.Князь Гвидон (В комара, муху, шмеля)
2.Великан-людоед из сказки Ш.Перро «Кот в сапогах» (В льва, мышь)
3.Одиннадцать братьев-принцев из сказки Х.К.Андерсена (В лебедей)
4.Гадкий утёнок (В лебедя)
5.Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца (В старика)
Игра «Трудный путь»
- На чём или на ком совершили необыкновенное путешествие:
1. За мёдом Винни-Пух( На воздушном шарике)
2.Из норы крота в тёплую страну Дюймовочка (На ласточке)
3. Вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс (На яхте «Беда»)
4.На юг лягушка-квакушка (На прутике, который держали две утки)
5. На крышу Малыш(На Карлсоне)
Игра «С улыбкой»
- Из каких литературных произведений взяты эти строки:
1. «И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша.»(В.Драгунский «Тайное становится явным»)
2. «Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит:
- Ай! – и прыг на диван». (Н.Носов «Живая шляпа»)
3. «- Я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила». (Н.Носов «Фантазёры»)
4. «Я остановился на лестнице и внятно сказал:
- Никакие не «сыски». Никакие не «хыхки», а коротко и ясно: «фыфки!» (В.Драгунский «Заколдованная буква»)
Игра «Кто автор?»
- Назовите автора этих строк:
- - Свет мой, зеркальце скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…»)
2. Только уселась команда косая,
Весь островочек попал под водой,
- То-то, - сказал я, - не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая! (Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
3. Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С.Есенин «Берёза»)
4.У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала, -
Он с утра конфеты ел. (А.Барто «Помощница»)
Загадки.
5.Рефлексия. Подведение итогов.
- Что понравилось в викторине по русскому языку?
- Что понравилось в литературной викторине?
- Давайте подсчитаем жетончики.
Награждение медальками «Знайка»
Литература
- И учёба, и игра: русский язык. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. – Ярославль: «Академия развития», 1997
- Развитие речи детей. Новоторцева Н.В. - Ярославль: «Академия развития», 1997
- Развитие логического мышления детей. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. - Ярославль: «Академия развития», 1997
- Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Калугин М.А., Новоторцева Н.В. - Ярославль: «Академия развития», 1997
- Учимся играя. Волина В.В. – М.: Новая школа, 1994
- Речь. Речь. Речь. Ладыженская Т.А. и др. – М.: Педагогика, 1990
- Незнайка, Хоттабыч, Крлсон и все-все-все. – М.: Издательство АСТ, 1992
- Чудесный короб. Науменко Г. – М.: Детская литература, 1998
- Раз, два, три, четыре, пять, мы с тобой идём играть. – М.: Просвещение, 1995
- Родничок. Книга для внеклассного чтения. 1 класс. – Тула: «Родничок»; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
- Родничок. Книга для внеклассного чтения. 2 класс. – Тула: «Родничок»; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
- Родничок. Книга для внеклассного чтения. 3 класс. – Тула: «Родничок»; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
- Родничок. Книга для внеклассного чтения. 4 класс. – Тула: «Родничок»; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999