Цель: показать красоту и богатство русского языка, его значение в жизни каждого человека; развивать познавательный интерес к русскому языку, творческие и интеллектуальные способности, смекалку, сообразительность; формировать умение выделять главное, логически излагать свои мысли; воспитывать культуру, чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности, уважение к сопернику.
Учитель: Добрый день, ребята, учителя и гости! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на внеклассное мероприятие по русскому языку «Выучи русский язык!». Это мероприятие проведем в форме интеллектуальной игры. В этой игре примут участие самые сильные ученики по русскому языку 3 классов. Остальные ребята будут активными зрителями, болельщиками и смогут принять участие в игре и заработать призы.
Сегодня у нас необычное мероприятие, мы постараемся расширить свои знания в области русского языка. Посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Солнечная. А, значит, какое у вас настроение? Хорошее. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. А начнем игру с хорошим настроением, спев песню Владимира Яковлевича Шаинского «Улыбка».
1 ведущий: Добрый день, уважаемые учителя, наши гости, игроки и болельщики!
2 ведущий: Сегодня мы проводим интеллектуальную игру. Основное направление нашей игры русский язык, мы заглянем в разные разделы русского языка и заодно оценим вашу находчивость, и умение точно излагать свои мысли.
1 ведущий: Вот начинается игра — Теперь мы думаем пора Командам начинать сражаться, В словесных играх упражняться, А ну-ка, болельщик, не умолкай. И дружно игроков встречай.
2 ведущий: Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?
1 ведущий: Конечно, ведь — мы на нем говорим, читаем, пишем и слышим.
2 ведущий: Что мы с ним знакомы, я согласен. Но хорошо ли мы его знаем?
1 ведущий: Ты хочешь спросить: много ли грамматических ошибок в тетрадях наших учеников? Я думаю, что писать, совершенно без ошибок мало кто умеет.
Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А. С. Пушкин считал, что ошибка обычное дело в русской речи. Он подтвердил это в своих стихах, сказав так:
2 ведущий: Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил, ведь изучая его рукописи, ученые смогли найти, совершенно мало ошибок. О, Пушкин был великий грамотей!
1 ведущий: Давайте посмотрим, грамотны ли наши девочки и мальчики. Устроим им конкурсы. А для настоящих конкурсов нам нужны команды.
2 ведущий: Знакомьтесь! Команды «Дружба» и «Улыбка» и «Виктория».
1 ведущий: Итак, команды у нас есть, а судить их будет грамотное жюри, которое будет отмечать не только ваши ответы, но и еще слаженность вашей команды и, конечно же, хорошее настроение.
2 ведущий: Члены жюри: ознакомление с членами жюри.
1 ведущий: Наша игра будет состоять из 9 туров. За каждый правильный ответ вы будете получать по 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
2 ведущий: Туры:1. Приветствие команд.
2. Разминка.
3.Русское красноречие.
4. Фонетический.
5. Состав слова.
6. Лексика.
7. Морфологический.
8. Конкурс капитанов.
9. Блиц-опрос.
1 ведущий: 1 тур — Приветствие команд.
Команда «Дружба» : Учите русский — годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Команда «Улыбка»: Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной...
Вяземский Юрий Павлович.
Команда «Виктория»: Перед вами громада – русский язык.
Н.В.Гоголь
2 ведущий: Ребята, освоить язык — трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом русский язык.
1 ведущий: Вот начнется состязание сейчас,
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори,
Нам доверено с тобой.
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
2 ведущий: 2 тур — Разминка. Я уверен, что вы хорошо знаете пословицы и поговорки. Зачитываю начало пословицы, а команда должна продолжить.
1. Что посеешь, ...(то и пожнешь).
2. Тяжело в учении — (легко в бою).
3. Учение свет — (а не ученье тьма).
4. Кончил дело — (гуляй смело).
1 ведущий: О красоте и богатстве русского языка очень много писали и писатели и поэты. Поэт Вяземский писал:
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского языка. К слову нужно относиться бережно. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — писал поэт В. Шефнер.
2 ведущий: Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.
1 ведущий: 3 тур — Называются слова вы определяете количество слогов: мел, картина, человек, друг, сказка, чудеса, чудо, азбука, ручка, дом.
2 ведущий: 4 тур — Фонетический.
Первое задание — «Я знаю алфавит». Перед вами лежат слова, нужно их собрать их в алфавитном порядке. Кто быстрее? Картина, цветы, ручка, портфель, праздник, молоко, стакан, банан.
1 ведущий: Второе задание — «Таинственный квадрат». Дописать слова, употребляя сочетания жи — ши, чу — щу, ча — ща.
2 ведущий: Молодцы ребята! Играем дальше. 5 тур — Состав слова.
1 ведущий: Найдите лишнее слово в каждом ряду. Почему 4 слово лишнее?
2 ведущий: Заменить каждое краткое пояснение, одним словом с приставкой.
1.За пределами школы (внешкольный)
2. Исправить немного (подправить)
3. Спросить снова (переспросить)
4. Тот, с кем вы беседуете (собеседник).
1 ведущий:Загадки.
- Сердитый недотрога живет в глуши лесной
- Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
- Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
- Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
2 ведущий: Я вам зачитаю отрывок из басни И. А. Крылов «Ворона и лисица».
Найдите слова с уменьшительно-ласкательным значением.
1 ведущий: 6 тур — Лексика. 1. Соедини синонимы.
Собака 1. Путь
Печаль 2. Буран
Дорога 3. Машина
Неправда 4. Пламя
Армия 5.Пес
Огонь 6.Ложь
Метель 7. Войско
Автомобиль 8. Грусть
2 ведущий: Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Например, только с одним словом
«рука» в русском языке имеется 50 фразеологических оборотов. Вот некоторые из них: валится из рук, голыми руками не возьмешь, дать по рукам, дать руку
на отсечение, из рук в руки, как без рук, легкая рука, мастер на все руки, не покладая рук трудиться.
1 ведущий: Заменить фразеологические обороты, одним словом.
С минуты... на минуту
Прикусить... язык
Куй железо... пока горячо
Мастер на... все руки
Зарубить... на носу
Нет дыма... без огня
Волков бояться... в лес не ходить
Как снег... на голову
2 ведущий: 7 тур — Морфологический.
1. Послушайте стихотворение. О какой части речи в нем говорится?
Я свою задачу вижу в том, Я могу обозначать
Чтоб сказать о действии любом. Все предметы речи
И счастливый мой удел таков — Только я могу назвать
В речи быть одним из главных слов. И людей, и вещи.
(глагол) (существительное)
1 ведущий: Почти 44% слов в нашей речи составляют имя существительное -это почти каждое второе слово в разговоре. Найти парные существительные женского рода к существительным мужского рода
Брат — дояр — отец —
Сын — поэт — учитель —
2. Записать в три колонки, в первую существительные 1 склонения, во вторую существительные 2 склонения, в третью 3 склонения.
Учитель, армия, молоко, луг, сирень, планета, воспитатель, снег, мороз, поле.
2 ведущий: По количеству употребляемых слов прилагательное занимают 3 место после существительного и глагола. На долю прилагательного приходится 17% слов.
Найти для каждого сочетания слов, близкое по значению прилагательное.
Очень холодная вода студеная
Очень жаркое лето знойное
Очень худой тощий
Очень маленькая крохотная
1 ведущий: 8 тур — Конкурс капитанов.
2 ведущий: Задание для болельщиков.
1 ведущий: 9 тур — Блиц — опрос.
2 ведущий: Слово жюри.
1 ведущий: Хотим вам пожелать удачи и веры в себя словами Августина Кюри:
Ученики выразительно читают стихотворение «Выучи русский язык!»
2 ведущий: Спасибо за игру! До новых встреч!