Внеклассное мероприятие по русскому языку «Час занимательного русского языка»
Цель проведения:
- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению русского языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: название игры (разноцветные буквы), бумага, карандаши, карточки с заданиями, медали для награждения.
Ход урока
В игре принимают участие уч-ся 6 класса. ( 2 команды) и (жюри).
Команды: «Морфемика», «Грамматика»
Жюри: Казымова В. В. , Юлдашева О. В.
Ход игры.
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках Дня языков мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка”. Этот час мы проведем с вами в форме рыцарского турнира между учащимися 6 класса.
- Представляем наши команды. (представление команд)
- Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира. (представление жюри)
- Наш турнир будет состоять из 11 туров. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
Первый тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
1 команда:
•В каком слове сорок а? (сорока)
•Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
•Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
•Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
•В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
2 команда.
•Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
•Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
•Как можно превратить слово семя в слово семья?
•В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
•Сколько слогов в слове да? (1)
Слово жюри.
Второй тур «Фразеологический»
Задание: Кто быстрее найдет антонимичную пару фразеологизмов. (Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время)
•хоть иголки собирай
•заваривать кашу
•по чайной ложке
•коломенская верста
•чуть свет
•жить душа в душу
•сидеть сложа руки
•не зги не видно
•воспринять духом
•на ночь глядя
•от горшка два вершка
•как кошка с собакой
•одним духом
•расхлебывать кашу
•не покладая рук
Слово жюри.
Третий тур «Орфоэпический»
Задание: поставить в словах ударения.
1 команда: апостроф, баловать, газопровод, диспансер, дозвониться, свекла, завидно, завсегдатай, зубчатый, индустрия, километр, исчерпать, каталог, кичиться.
2 команда: звала, мизерный, толика, намерение, обеспечение, пломбировать, статуя, псевдоним, начал, феномен, хлопковый (костюм), холеный, шасси, эксперт.
Слово жюри.
Четвертый тур « Фонетический»
Задание: сделать фонетический разбор слов.
1 команда: счастье
2 команда: здоровье
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
•Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
•Сколько существует степеней сравнения? (две)
•Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о. (долото, молоко, хорошо, золото)
•[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
•В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
•Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
•Назовите первую букву алфавита (а)
•Чем кончается день и ночь? (ь)
Проверка фонетического разбора слов.
Слово жюри, общий счет.
Пятый тур « Конкурс капитанов»
Задание: капитаны получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.
•Т – ТЫ – местоимение Л
•Р – РАЗВЕ – частица И
•У – УЧИТЬ – глагол Т
•Д – ДЕВЫТЬ – числительное и т.д. Е
•О Р
•Л А
•Ю Т
•Б У
•И Р
•Е А
Слово жюри.
Шестой тур «Загадочный»
Задание: отгадать загадки.
1. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он,
А называется… (перрон)
2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называется….(хоккей).
3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с
Называется …(экспресс).
4. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовет меня…(прохлада).
5. Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)
7. В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я – планка для черчения,
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка)
8. Белые цветочки вечером расцветают,
А утром увядают. (звёзды)
Слово жюри, общий счет.
Седьмой тур «Скороговорочный».
Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.
1 команда: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
2 команда: Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса.
Восьмой тур. «Расставьте гласные».
Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске.
Букву Е
БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:
Букву О
КН – окно
ГРХ – горох
КЛКЛ – колокол
ТПТ – топот
БЛТ – болт
ПКЙ – покой
ГРН – горн
ТРН – трон
КРК – окорок
ГЛТК – глоток
Букву У
СД – суд
ШРП – шуруп
КСС – уксус
КСТ – куст
БРНДК – бурундукБукву А
БРН – баран
ТК – атака
РФ – арфа
МРК – марка
СТР – астра
КРМН – карман
БРК – барак
ШЛШ – шалаш
ФНТ – фант
ШРМ – шрам, шарм
Букву И
ПРЗ – приз
PC – рис
ЛЛЯ – лилия
ФЛН – филин
PC – ирис
Девятый тур Игра: «Найди новое слово»
- Пользуясь данными словами, составьте новые - кто больше?
1) Мартышка –
(камыш, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, крыша)
2) Промокашка –
(каша, кашка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак)
Десятый тур . «Найди ошибки».
Карточка.
Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.
Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
Одиннадцатый тур. «Веселая грамматика».
Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
•храбрый
•сильный
•гордый
•мудрый
•грубый
•веселый
•умный
•крепкий•смелый
•добрый
•болтливый
•богатый
•хвастливый
•ленивый
•бедный
Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, вручение медали.
Публикации
Наши олимпиады