Современный школьник должен уметь свободно ориентироваться в потоках информации, конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской грамотностью
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта.
Тексты, с которыми встречаются учащиеся на уроках математики - нехудожественные тексты.
Работы с текстом осуществляются в двух основных направлениях:
- Работа с объяснительным текстом учебника;
- Работа с текстом при решении текстовых задач.
В основу закладываю развитие умения работать с текстом (печатным, графическим и т.д.) в урочное время, при выполнении домашних заданий, подготовке к олимпиадам, конкурсам, итоговой аттестации:
- чтение по абзацам, выделение главной мысли абзаца, составление тезисов, плана,
таблиц, схем, диаграмм, вопросов к тексту (вопросы изначально репродуктивного характера постепенно начинают усложняться);
- «нестандартные» приемы работы с текстом – преобразование текста в кластеры,
составление кроссвордов, ребусов, игра «вопрос-ответ», «текст-формула», прием «объясни
другу», составление опорных таблиц;
- поиск информации в сети Интернет
Работа с текстом при решении текстовых задач.
Текстовые задачи всегда относились к заданиям, наиболее сложным для овладения учащимися, поскольку требуют содержательного осмысления, поэтому для ее решения необходимо тщательное прочтение предлагаемого текста задачи. Чтобы чтение стало осмысленным, необходимо чтобы оно сопровождалось дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов,формулировки вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать всеимеющиеся данные , поэтапным заполнением таблицы или схемы. Данные приёмы развивают в ученике навык работы с письменным текстом, учат анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.
Какие приёмы использую для формирования читательской грамотности и какую динамику наблюдаю?
- Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы.
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание:
- составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Данный прием позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы предлагаю учащимся сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? | Кто…? Что…? Когда…? |
- Прием «Кластер»
Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде кластера, грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Например, этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
- Приём «Учимся задавать вопросы разных типов».
Шесть ступенек – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?»,
«Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов.
«Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни могли наблюдать симметрию?».
- Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учащихся изначально знакомлюс рядом маркировочных знаков и предлагаюим по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.
Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) |
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы.
Данный прием требует от школьника не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
- Прием «Синквейн»- составление стихотворенияиз пяти строк и другие.
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк: первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным; вторая– описание темы в двух словах, как правило, прилагательными; третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами; четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, и пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы. Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, а учителю – в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
геометрия | |
тема | прямые |
описание темы в двух словах | Пересекающиеся, параллельные. |
описание действия тремя словами | Строим, переносим, совмещаем. |
отношение автора к данной теме | Нет ни начала, ни конца… |
синоним к первому | Бесконечность! |
Кроме того, я использую различные типы заданий, которые, на мой взгляд, позволяют развивать и проверять навыки чтения.
Задания «множественного выбора»:
- выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
Квадрат - это…
1. параллелограмм с равными сторонами
2. параллелограмм с равными углами
3. прямоугольник, у которого все стороны равны
4. нет правильного ответа
2) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
- -5 отрицательное число (да)
- Точка А(-5).Расстояние от нее до начала отсчета равно -5 единиц (неверно)
-7 и 7 противоположные числа (верно) - Модуль -6 равен -6 .(неверно)
- Верно, что любое отрицательное число меньше любого положительного (верно)
- Верно ли, что положительные числа на координатной прямой находятся левее относительно числа ноль? (неверно)
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.
3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.
Ключевые слова. Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.
№ | Рисунок | Определяемое понятие | Используемые ключевые понятия |
1 | Окружность | Точки плоскости, одинаковое, точка - центр. | |
2 | Радиус | Точки окружности, центр окружности, отрезок. | |
3 | Хорда | Отрезок, точки окружности | |
4 | Диаметр | Хорда окружности, центр окружности |
Задания для составления текста из предложений.
Учитель: Выберите верные утверждения:
1) Модуль положительного числа больше модуля любого отрицательного числа.
2) Любое рациональное число можно представить в виде конечной или бесконечной десятичной дроби.
3) Любая обыкновенная дробь является целым числом.
4) На координатной прямой есть только одна точка, соответствующая числу 3.
5) Числа, противоположные положительным, называются отрицательными.
6) Каждому рациональному числу соответствует единственная точка на координатной прямой.
7) Любое рациональное число можно представить в виде обыкновенной дроби с целым знаменателем.
8. Есть два ненулевых числа, модули которых равны.
9) Любое отрицательное число меньше нуля.
10) Если число неотрицательное, то оно положительное.
Верными являются утверждения 2, 5, 6, 8, 9. Составь из этих утверждений связный текст. Вариант ответа учеников:
«Числа, противоположные положительным, называются отрицательными. Положительные, отрицательные числа и число нуль образуют множество рациональных чисел. Любое рациональное число можно представить в виде конечной или бесконечной десятичной дроби. Рациональные числа соответствуют точкам координатной прямой. Каждому рациональному числу соответствует единственная точка на координатной прямой. Рациональные числа можно сравнивать. Любое отрицательное число меньше нуля. Любое положительное число больше нуля. Любое положительное число больше любого отрицательного. Модулем рационального числа называется расстояние от нуля до точки, соответствующей данному числу на координатной прямой. Есть два ненулевых числа, модули которых равны.»
Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним
словом/формулой.
2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.
- Сумма углов любого треугольника равна 1800
Углы при .... равнобедренного треугольника…..
Диагонали параллелограмма …….пересечения делятся ……
………называется параллелограмм, у которого все углы ……
Параллелограмм, у которого все стороны …… называется ……
Прямоугольник, у которого все …равны называется …
Диагонали ромба взаимно ………и делят его…… пополам.
Все…….квадрата прямые.
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Заполнить таблицу
Параллелограмм | Прямоугольник | Квадрат | Ромб | |
Противолежащие стороны равны и параллельны | ||||
Все стороны равны | ||||
Противолежащие углы равны | ||||
Все углы прямые | ||||
Диагонали точкой пересечения делятся пополам | ||||
Диагонали равны | ||||
Диагонали взаимно перпендикулярны |
Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
2) «собери» правило, алгоритм, формулировку теоремы.
3) «найди ошибку»
Например, квадрат равен в сумме гипотенузы прямоугольном длин квадратов треугольнике длины катетов. (В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов.)
Таким образом, используя известные приемы, давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым развиваем читательскую грамотность.