По мере развития производства складывается характер поведения предприятия, обусловленный его потенциалом, и вырабатываются те или иные типы реакции на изменения окружающей среды (производственно-хозяйственной, научно-технической, экономической, социальной).
Технический прогресс коренным образом изменяет как спрос, так и предложение. Основное внимание здесь уделяется НИОКР: созданию новых высококачественных видов продукции на базе новейших технологий. Становится актуальной обратная задача научно-технического развития производства: создание и освоение новейших технологий позволяет предложить потребителю новые товары, потребность в которых ранее еще не проявлялась. На этой стадии потребители становятся более разборчивыми: чаще настаивают на полной информации о покупаемом товаре, требуют гарантий качества и защиты интересов потребителей.
Основным мотивом производственной реакции является стремление минимизировать себестоимость и тем самым гарантировать прибыльность выпускаемой продукции. Основные факторы этой реакции: технологическое разделение труда, автоматизация производства, оптимизация масштаба предприятия.
Управление современным производством включает в себя большое количество общих и частных задач на разных уровнях, от управления оборудованием, приводами станков до управления финансовыми потоками предприятия. Управляемость – один из важнейших критериев любого предприятия, живущего в условиях динамичной рыночной среды. Соответственно профессионально подготовленный менеджер должен в полной мере владеть всем вышеуказанным, на что и направлена программа курса.