Необходимость индивидуализации обучения признана с давних пор. Причина очевидна: знания, уровень развития, способности, интересы и цели студентов неодинаковы.
І. Индивидуализация - это учет в процессе обучения особенностей студентов. На практике индивидуализация обучения всегда относительна, т.е.: а) невозможно узнать и учесть особенности каждого студента, б) учитываются не все особенности, а лишь те, которые связаны или проявляются в учебной работе, в) ограничены возможности средств и условий обучения.
Дифференциация - это обучение, при котором учет индивидуальных особенностей группы студентов обеспечивается специальными планами, программами, формами занятий и др. Дифференциации, как форма организации обучения, реализует возрастные, половые, национальные, регионально - экономические, культурные, профессиональные интересы в процессе «передачи опыта рода». Возможности индивидуализации обучения показаны в таблице1. Особо отметим так называемое открытое обучение. Это такая организация обучения, при которой предусматривается большая свобода выбора содержания, форм и методов обучения. Предполагается, что управление учебным процессом сочетается с саморегулированием учения.
II. В настоящее время для дифференциации обучении создана система факультативных занятий. Перечень основных факультативных курсов приведен в таблице 27. Принципы организации факультативных занятий:
- систематические занятия по программе,
- выбор факультатива по желанию,
- официальность организации: уроки по расписанию, оценка в диплом и др.,
- связь содержания факультатива с основным курсов физики, большая связь с другими предметами, техникой, временное и тематическое согласование программ, усиление дедуктивных выводов и др.,
- организация факультатива с любого класса.
Факультативные занятия отличаются большей свободой в выборе содержания и форм проведения занятий, большее значение по сравнению с основным курсом придается практической работе. В старших классах можно рекомендовать следующее распределение времени на разные формы занятий и виды деятельности: лекции - 20-25% времени, семинары - 10-15%, решение задач - 25-30%, лабораторные работы и практикум - 35-40%, экскурсии - 3-9%, зачеты - 3-6%.
III. В классах с углубленным изучением физики обучение организуется по специальным программам. Дадим их краткую характеристику.
Механика - Изучаются все темы первого курса, но специально выделены элементы статики (8 час.) и твердое тело (6 час.). Всего на курс отводится 170 час, поэтому каждая тема изучается более обстоятельно. Например, на кинематику отведено 30 час, на динамику - 48 час.
Физика второго курса. Всего - 204 час. Вначале следует повторение механики - 18 час. Все остальные темы традиционны.
Физика третого курса. Всего - 204 час. Перечислим темы: электромагнитные колебания - 28 час., физические основы электротехники - 10 час, электромагнитные волны и физические основы радиотехники - 14 час, световые волны и оптические приборы - 38 час, СТО - 7 час, кванты - 18 час, физика атома - 11 час, физика ядра -13 час, элементарные частицы - 6 час, практикум - 24 час, повторение - 26 час.
|
|
|
|||||||
IV. Громадные резервы индивидуализации обучения заключены во внеклассной работе.
Задачи внеклассной работы по физике:
- Данные занятия расширяют и углубляют знания студентов, развивают их физическое мышление.
- Одним из важнейших факторов является формирование интереса к физике. Без интереса нет хорошего знания.
- Внеклассные занятия формируют у учащихся умения самостоятельно планировать свою работу, вносят элементы исследования и творчества в их деятельность, позволяют получить практически значимые результаты и др.
- Внеклассные занятия имеют громадный воспитательный эффект, здесь в значительной степени снимается психологическая напряженность урока, особенно для студентам, студенты приобретают трудовые умения, формируются эстетическое и этическое удовлетворение результатами своего труда и др.
- Учитель при проведении мероприятий изучает своих студентов, помогает им выбрать нужную специальность, готовит себе помощников и др.
Общие требования к организации работы: - Содержание и формы мероприятий должны быть интересны.
- Занятия должны быть связаны с основным курсом, не должны противоречить ему или отвлекать от него.
- Работа не должна быть продолжением уроков ни по содержанию, ни по форме.
- Большая самостоятельность, добровольность, требовательность, своевременная оценка, учет запросов, учет индивидуальных и групповых интересов - необходимые условия успешной работы.
- Необходимо при проведении мероприятий общение студентов с учителем или старшим товарищем. Это способствует передаче опыта деятельности.