Современный мир не стоит на месте, а каждый день меняется, заставляя меняться и человека. Сейчас обществу нужны люди, способные приобретать, развивать умения и навыки, которые могут использоваться или меняться в соответствии с жизненными ситуациями.
Образование признано одним из важнейших приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года. Общей целью образовательных реформ в стране является адаптация данной системы к новой социально-экономической среде.
Нурсултан Абишевич отмечает, что «Сегодня в казахстанской образовательной системе недостаточно внимание в практической стороне учебного процесса, слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся. Остро стоит вопрос недостаточности таких приемов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение индивидуальных задач их взросления и успешной социализации..» - и нам преподавателям необходимо взять эту задачу на вооружение.
Одна из основных целей использования конструктивистского обучения - то, что обучающиеся изучают, как учиться, давая им обучение взять на себя инициативу для их собственных процессов обучения.
Согласно Одри Грэй, особенности конструктивистской классной комнаты следующие: ученики активно вовлечены, окружающая среда демократична, действия обучающихся являются интерактивными и сосредоточенными.
Учитель облегчает процесс изучения, в котором обучающиеся поощрены быть ответственными и автономными.
Кроме того, при конструктивистском подходе обучающиеся работают прежде всего в группах, и изучение и знание являются интерактивными и динамичными. Есть большой центр и акцент на социальный и коммуникативные способности, так же как сотрудничество и обмен идеями . Это противоречит традиционному обучению, в котором обучающиеся работают прежде всего одни, изучение достигнуто посредством повторения, и предметы строго придерживаются к и управляются учебником. Некоторые действия, поощренные при конструктивистском подходе обучения:
Экспериментирование: обучающиеся индивидуально выполняют эксперимент и затем объединяются как класс, чтобы обсудить результаты.
Научно-исследовательские работы: обучающиеся исследуют тему и могут представить их результаты классу.
Производственные практики. Это позволяет обучающиеся помещать понятия и идеи, обсужденные в классе в контексте реального мира. Производственные практики часто сопровождались бы обсуждениями класса.
Фильмы. Они обеспечивают визуальный контекст и таким образом приносят другой смысл в опыт обучения.
Обсуждения группы. Эта техника используется во всех методах, описанных выше.
Конструктивистские подходы я также использую в изучении онлайн. Например, инструменты, такие как дискуссионные форумы и блоги могут позволить студентам активно построить знание.
Применяя в своей практике модель Джонэссена , которая предусматривает развитие конструктивистской среды обучения вокруг определенной цели изучения. Эта цель может принять одну из нескольких форм, от меньше всего до самого сложного: Вопрос или проблема, Пример, Эссе, Долгосрочный Проект, Проблема (многократные случаи и проекты объединялись на уровне учебного плана).
В данном аспекте изучение заставляет решать проблему, через изучение содержания и теорию. Это отличается от традиционного метода преподающего, где теория была бы представлена сначала, и проблемы привыкнут впоследствии к теории практики.
Процесс получения знания рассматриваю как являющийся столь же важным как продукт. Таким образом, оценка обучающихся базируется не только на тестах, но также и на наблюдении за работой и точках зрения. Некоторые стратегии оценки включают в моей практике:
Устные обсуждения. Например: Вопрос "Оцените качество содержания вопроса" позволяет открытое обсуждение темы.
(Что мы знаем, Что мы хотим знать, Что мы изучили, Как мы знаем это). Эта техника может использоваться всюду по курсу исследования для особой темы, но является также хорошей техникой оценки, поскольку это показывает мне продвижение обучающихся всюду по курсу исследования.
В этой деятельности обучающиеся перечисляют и категоризируют понятия и идеи, касающиеся темы.
Практические действия. Они поощряют обучающиеся управлять своей средой или особым инструментом изучения. В этом случае я использую контрольный список и наблюдение, чтобы оценить успех обучающиеся с особым материалом.
Большое внимание уделяю групповому обучению при этом:
1) Группа разбивается на несколько небольших подгрупп - от 3 до б человек, в зависимости от количества учащихся;
2) Каждая подгруппа получает свое задание. Задания даю иногда одинаковые для всех групп или дифференцированные;
3) Внутри каждой подгруппы между ее участниками распределяются роли;
Ребята уже знают правила работы в подгруппе, поэтому проблем при распределении обязанностей в подгруппе не возникает.
4) Процесс выполнения задания в подгруппе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
5) Выработанные в подгруппе решения обсуждаются всей группой.
Надо отметить, что преимущественно групповой работы в том, что учащийся учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.
Самое основное учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
Литература:
1. А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК `'Школа развития'' (подразделения школы №1133 г. Москвы). - М.:ЦПРО `'Развитие личности'',1998
2. А.Б.Воронцов. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова (начальные классы). - М.,2000
3. А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. - М.,2000
4. С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. - Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997
5. И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. - ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 - 2004 г., стр. 69
6. О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 - 2003 г., стр.36
7. И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 - 2003 г., стр. 12