Решительности мышления – первый шаг в изменение
действий.
Джон Дьюи.
Одной из актуальных задач педагогики является активизация познавательной деятельности обучающихся. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у обучающихся учебной активности.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Активизация познавательной деятельности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание педагога к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
На занятиях биологии для развития познавательного интереса учащихся я использую всевозможные биологические задачи. Постановка задач в процессе обучения повышает активность обучающихся. Обучающиеся исследуют явление ,ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, что способствует активизации мыслительной деятельности ,развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию активной деятельности обучающихся.
На своих занятиях, использую следующие типы задач :
а) Задачи, способствующие развитию логического мышления (методы используемые для решения данной задачи «логическая цепочка», «дополни фразу», «угадай по описанию»
б) Задачи на распознавание натуральных объектов (лаб.опыты ,эксперимент)
в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы (проблемные вопросы и задачи для учащихся, обсуждаемые в ходе коллективной работы класса, совместного поиска решений, обращения к учебнику и другим источникам информации)
г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков(исследовательские работы позволяют учащимся осуществлять необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, произвести анализ, сравнение, сделать выводы и обобщение)
д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими( дидактические методы :мозговой штурм, мозговая атака и т.д.)
е) Задачи, связанные с самонаблюдением (опят в домашних условиях, где обучающимся предстоит пронаблюдать и записать всё в таблицу, т.е самонаблюдение,самоанализ)
ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию (работа с дополнительным материалом «синквейн»)
Современное занятие по биологии строится с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. Но по-прежнему актуальной для обучающего процесса остается проблема активизации деятельности обучающихся на занятии. Чтобы каждый обучающийся на занятии смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание активным методам обучения.
Вполне ясно, что понятие «активные методы» включает в себя понятия активность, познавательная активность, активизация.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности студентов, побуждают их к старательному учению. При реализации активных методов обучения важным является-пребывание преподавателя и обучающегося в одном смысловом пространстве; -совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство;-согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи; -совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Развитие познавательной деятельности обучающихся основывается на логических и методических приемах:
- Постановка проблемы ;
- Сравнение;
- Выявление признаков;
- Лабораторно-исследовательские работы;
- Дидактические наглядные пособия(текстовые таблицы, карточки-задания, тесты);
- Деловое общение;
- Обобщающие уроки;
Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами:
- Мозговой штурм;
-Творческие задания – исправить ошибки в научном тексте, придумать кроссворд , сказку на тему...;
- Работа в малых группах – решение занимательных биологических задач;- Проблемное обучение;
- Соревнования – викторины, игры;
- Интерактивная лекция;
- Ученик в роли учителя;
- Использование ИКТ;
- Проектный метод.
С учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Найти и создать эти условия – задача каждого педагога.
Эффективность мыслительного процесса зависит от того, как сформулирован основной вопрос занятия или проблема. Развитие мышления обучающихся затруднено, если отсутствует главный вопрос или нечетко поставлена проблема Чтобы понять сущность биологического явления я даю обучающимся задания, в которых необходимо сравнить одно биологическое явление с другим. При этом побуждаю учащихся выявить не только черты различия, но и черты сходства. Результаты данной работы учащиеся заносят в таблицу. Выявление признаков. Этот прием основан на анализе и синтезе в мыслительной деятельности. Учащиеся по ряду известным им признакам могут найти и определить эти признаки в другом объекте и сделать соответствующие выводы. В процессе работы с учебником формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связи теории с практикой.
Лабораторные и исследовательские работы позволяют обучающимся осуществлять необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, произвести анализ, сравнение, сделать выводы и обобщение. Моделирование .Составление тестов и экологических задач :
-Поиск информации для тестового задания
-Анализ и фрагментация выбранного текста
- Переформулирование фрагмента текста
-Составления вариантов ответов
- Составление тестового задания
Дидактические наглядные пособия :
- Текстовые таблицы
- Дидактические карточки-задания
- Гербарии
- Познавательные задачи
- Тестирование
- Кроссворды
- Деловое общение
Карточки – задания :
•Этот вид работы мало способствует умственному развитию обучающихся, но она позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала.
•При выполнении работ разрешается помощь преводователя, пользоваться учебником, записями в тетради.
•Все это создает благоприятный климат для слабых обучающихся. В таких случаях они легко включаются в работу и выполняют ее.
•По разноуровневым карточкам обучающиеся привыкают работать самостоятельно.
•Использование ИКТ на занятиях биологии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.
Подводя итог сказанному, отметим, что уровень познавательной активности обучающихся в большей степени зависит от использования на уроках активных методов, соответствующих им методических приемов и средств обучения. При выборе методов и средств обучения следует учитывать такие важные факторы как:
- содержание учебного материала;
- возрастные особенности учащихся;
-задачи урока;
- оснащенность кабинета биологии учебным материалом;
- наличие раздаточного материала;
- наличие компьютерной техники. Разумное следование вышеперечисленным факторам на уроках дает возможность обучающимся по мере овладения биологическими понятиями, создать необходимую базу для их дальнейшего использования, вооружить студентов базовыми знаниями.