Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.
Формативное оценивание является неотъемлемой частью учебного процесса и проводится мною регулярно.
Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный
непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формативное
оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным)
оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь «если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной (формирующей)».
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности
учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности
предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для
улучшения результатов обучения.
Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать
процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю
корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать
большую степень ответственности за свое образование.
Особенность использования стратегий формативного оценивания
заключается в том, что это оценивание, которое используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя. Какой бы теме ни был посвящен урок, понимаешь, что он должен способствовать развитию учащихся. Каждый урок требует глубокого осмысления целого ряда вопросов: и самый главный из них: Как правильно оценить знания ученика?
Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности,
предполагают использование тщательно разработанных критериев для
организации работы обучающихся. Использование критериев оценивания
послужило хорошим руководством для моих учеников в процессе выполнения заданий. Ребята научились более объективно оценивать качество своей работы, а ведь это умение так необходимо каждому человеку в будущем. Совместно с детьми мы разрабатываем критерии оценивания по каждому виду заданий, стараюсь, чтобы критерии были доступными и понятными для школьников, и не больше трёхчетырех критериев к одному заданию.
Применение стратегий формативного оценивания помогает моим учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство ответственности, взаимопомощи, коллективизма.
Стратегии оценивания для обучения (формативного оценивания)
Стратегия «Светофор»
У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель
просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их
понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:
К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
– Что вы поняли?
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:
– Что вам не понятно?
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о
повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
Так же можно оценивать выполнения домашних заданий с помощью
цветовых сигналов: зелёный – я умею, жёлтый – я затрудняюсь, красный –
требуется помощь.
Стратегия «Сигналы рукой»
Я понимаю __ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
Я все еще не понимаю __ (большой палец руки направлен в сторону)
Я не совсем уверен в __(большой палец руки направлен в низ)
Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся
высказаться:
Стратегия «Линеечка успеха»
Учитель предлагает учащимся показать на линеечке свою оценку
предложенного критерия. Например:
оцените свое настроение перед уроком (после урока);
оцените готовность к уроку;
оцените результаты собственной деятельности (в конце урока);
оцените результаты деятельности группы (в конце урока);
оцените выполнение домашнего задания;
оцените свои знания по изученной (новой) теме;
оцените выполнение конкретного задания и т. п.
Стратегия «Две звезды, одно желание»
Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений,
эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся
комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – "желание".