Согласно требованиям ГОСО, при итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования осуществляется образовательным учреждением через разработанные оценочные средства.
Под оценочными средствами понимаются контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения студентом учебного материала.
Учебные достижения ученика могут сопоставляться с его потенциальным уровнем обучения, который интуитивно оценивает учитель. Те учащиеся, чьи способности, по мнению педагога, высоки, а достижения не оправдывают надежд учителя, получают низкие оценки. Напротив, учащиеся с низким потенциалом, которые демонстрируют в опросе или контроле знаний аналогичные достижения, что и более способные, получают более высокие оценки. Такой подход в глазах педагогов выглядит очень привлекательным, потому что, по мнению учителя, он служит хорошей мотивацией к повышению уровня учебных достижений. На практике выясняется, что это ложное субъективное представление.
Оценивание учебных достижений учащегося– это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.
Главным образом этот вид оценивания направлен на наблюдение за тем, как происходит учебный процесс в классе, на понимание процесса учения, на наиболее действенное влияние через анализ использованных методов оценивания.
Сбор информации на основе обратной связи позволяет своевременно реагировать на выбранные методические приемы, скорректировать их или заменить для наибольшей активности учеников и результативности обучения.
В чем принципиальная разница оценивания обучения и оценивания для обучения?
Оценивание для обучения или формирующее оценивание:
- фокусируется на ученике, то есть отслеживает в большей мере улучшение учения, а не преподавания;
- направляется учителем, потому что он решает, что оценить и при помощи каких стратегий, как это будет способствовать реализации целей и задач обучения;
- оно результативно, так как предполагает положительные изменения в успешном обучении;
- улучшает качество учебного процесса, а не является возможностью для основания выставления отметок;
- запускает непрерывный процесс обратной связи, что способствует позитивному отношению к процессу оценивания учащимися (по мнению Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, В.М. Полонского, Л.М. Фридмана и др.).
Важным составляющим этапом в процессе формирующего оценивания является доведение до сведения учеников в начале процесса обучения критериев, так как это позволяет решить задачу формирования мотивации обучения и объективно видеть картину успешности ученика. Именно под влиянием объективного оценивания у учеников может создаваться адекватная самооценка, критическое отношение к своим неудачам и успехам. Поэтому значимость оценивания, разнообразие его функций требуют поиска таких показателей, которые бы отражали все стороны образовательной деятельности и обеспечивали бы их выявление. Она также должна отвечать компетентностной парадигме, реализованной во ФГОС. Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации. Данный путь предусматривает следующие индикаторы компетентности:
1) применение в учебном процессе практико-ориентированных и ситуационных заданий, интегрированных задач различной направленности, публичных защит учебно-исследовательских и творческих проектов, увеличение количества практикумов, позволяющих ученикам продемонстрировать свою компетентность;
2) приоритетное использование комплексных методов оценки достижений учеников.
В ходе оценивания принимается во внимание достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе традиционной итоговой проверочной или контрольной работы. Например, именно в процессе формирующего оценивания целесообразно отслеживание уровня сформированности такого умения как взаимодействие с партнером или диалог: ориентация на партнера, умение слушать и слышать оппонента; стремление учитывать разные мнения и позиции в отношении темы, действия, события и др.
М.А. Пинская в работе «Оценивание для обучения. Практическое руководство» предлагает внедрение в урочную систему оценочных рубрик для контрольных заданий и домашней работы. В этой системе отсутствует умышленно оценка «2». А удовлетворительная оценка называется «Нуждается в улучшении». Это позволяет с большей достоверностью количественно оценить письменную работу, тест, и другие виды контроля, а также помогает ученику критически оценить собственные достижения.
Положительной составляющей практико-ориентированных оценочных заданий является их безусловное четкое и прозрачное видение качества образовательных достижений учащихся.