Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Роль формирующего оценивания для измерения качества образовательных результатов школьников

Роль формирующего оценивания для измерения качества образовательных результатов школьников

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Lena Goman0962

Согласно требованиям ГОСО, при итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования осуществляется образовательным учреждением через разработанные оценочные средства.

Под оценочными средствами понимаются контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения студентом учебного материала.

Учебные достижения ученика могут сопоставляться с его потенциальным уровнем обучения, который интуитивно оценивает учитель. Те учащиеся, чьи способности, по мнению педагога, высоки, а достижения не оправдывают надежд учителя, получают низкие оценки. Напротив, учащиеся с низким потенциалом, которые демонстрируют в опросе или контроле знаний аналогичные достижения, что и более способные, получают более высокие оценки. Такой подход в глазах педагогов выглядит очень привлекательным, потому что, по мнению учителя, он служит хорошей мотивацией к повышению уровня учебных достижений. На практике выясняется, что это ложное субъективное представление.

Оценивание учебных достижений учащегося– это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.

Главным образом этот вид оценивания направлен на наблюдение за тем, как происходит учебный процесс в классе, на понимание процесса учения, на наиболее действенное влияние через анализ использованных методов оценивания.

Сбор информации на основе обратной связи позволяет своевременно реагировать на выбранные методические приемы, скорректировать их или заменить для наибольшей активности учеников и результативности обучения.

В чем принципиальная разница оценивания обучения и оценивания для обучения?

Оценивание для обучения или формирующее оценивание:

  • фокусируется на ученике, то есть отслеживает в большей мере улучшение учения, а не преподавания;
  • направляется учителем, потому что он решает, что оценить и при помощи каких стратегий, как это будет способствовать реализации целей и задач обучения;
  • оно результативно, так как предполагает положительные изменения в успешном обучении;
  • улучшает качество учебного процесса, а не является возможностью для основания выставления отметок;
  • запускает непрерывный процесс обратной связи, что способствует позитивному отношению к процессу оценивания учащимися (по мнению Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, В.М. Полонского, Л.М. Фридмана и др.).

Важным составляющим этапом в процессе формирующего оценивания является доведение до сведения учеников в начале процесса обучения критериев, так как это позволяет решить задачу формирования мотивации обучения и объективно видеть картину успешности ученика. Именно под влиянием объективного оценивания у учеников может создаваться адекватная самооценка, критическое отношение к своим неудачам и успехам. Поэтому значимость оценивания, разнообразие его функций требуют поиска таких показателей, которые бы отражали все стороны образовательной деятельности и обеспечивали бы их выявление. Она также должна отвечать компетентностной парадигме, реализованной во ФГОС. Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации. Данный путь предусматривает следующие индикаторы компетентности:

1) применение в учебном процессе практико-ориентированных и ситуационных заданий, интегрированных задач различной направленности, публичных защит учебно-исследовательских и творческих проектов, увеличение количества практикумов, позволяющих ученикам продемонстрировать свою компетентность;

2) приоритетное использование комплексных методов оценки достижений учеников.

В ходе оценивания принимается во внимание достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе традиционной итоговой проверочной или контрольной работы. Например, именно в процессе формирующего оценивания целесообразно отслеживание уровня сформированности такого умения как взаимодействие с партнером или диалог: ориентация на партнера, умение слушать и слышать оппонента; стремление учитывать разные мнения и позиции в отношении темы, действия, события и др.

М.А. Пинская в работе «Оценивание для обучения. Практическое руководство» предлагает внедрение в урочную систему оценочных рубрик для контрольных заданий и домашней работы. В этой системе отсутствует умышленно оценка «2». А удовлетворительная оценка называется «Нуждается в улучшении».  Это позволяет с большей достоверностью количественно оценить письменную работу, тест, и другие виды контроля, а также помогает ученику критически оценить собственные достижения.

Положительной составляющей практико-ориентированных оценочных заданий является их безусловное четкое и прозрачное видение качества образовательных достижений учащихся.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты