К.Д.Ушинский писал:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Речь – величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому перед нами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Эффективный способ решения проблемы развития связной речи ребёнка – моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения реальной действительности. Широкую известность приобрели работы А.Л. Венгера по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения детей связной речи он использовал схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.
Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка(изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой, таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.
В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры. Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого рассказывания следующая: ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом. Педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно. Конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество.
Высоко эффективны модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.
Описание игрушки
1. Цвет.
2. Форма.
3. Величина.
4. Материал.
5. Части игрушки.
6. Действия с игрушкой.
Описание посуды
1. Цвет.
2. Форма.
3. Величина.
4. Материал.
5. Части посуды.
6. Действия с посудой.
Описание овощей и фруктов
1. Цвет.
2. Форма.
3. Величина.
4. Вкус.
5. Место произрастания.
6. Как употребляется в пищу.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций
Игровая мотивация моделирования помогает скорректировать проблемы усвоения материала, позволяет многократно повторять особо сложную информацию, снимает физическое и психологическое напряжение, корректирует поведенческую активность, ребенок проявляет речевую, мыслительную, творческую активность.
При работе по данному вопросу очень полезны следующие дидактические игры:
- «Что за предметы?»
- «Скажи какой?»
- «Кто больше узнает и назовёт?»
- «Узнай по описанию»
- «Узнай, у кого?»
Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качество, действия, побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать своё мнение, обогащают словарный запас и представления детей о том или ином предмете.
Есть ряд игр, которые оказывают своё влияние на формирование последовательности действий персонажей путём раскладывания соответствующих картинок:
- «Кто знает, тот дальше продолжает»
- «Где что можно делать?»
- «Скажи, что сначала, а что потом?»
- «Что было бы, если…»
- «Что бы я сделал? »
- «Кем бы хотел быть и почему?».