Дифференцированный и индивидуальный подход
в обучении учащихся на уроках английского языка
Оразбаева Анар Алпысбаевна, учитель английского языка
Основная цель осуществления индивидуализации и дифференциации в обучении заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка. Таким образом, индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществление развивающего обучения.
Одной из задач, стоящих перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности является разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивидуальных, возрастных особенностей.
«Дифференциация» (от лат. разница) — форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.
Как, правило, выбираемый учителем средний темп работы, на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – легкий вопрос. Успешность освоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами. Отсюда следует, что перед каждым учителем стоит задача – создать такие условия, при которых стало бы возможным использования фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
Дифференцированное обучение невозможно без выполнения ряда психолого-педагогических условий:
- соответствие процесса обучения функциональным и психологическим возможностям и возрастным особенностям детей;
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей;
- предоставление каждому ребенку свободы выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями;
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности;
- сбалансирование продуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместной и самостоятельной активности.
Условно можно выделить три уровня организованности в учении:
1) низкий - ученик неорганизован, неаккуратен, "разбросан", постоянно
нарушает режим дня, не умеет планировать "отсроченных заданий",
выполняет их обычно в последний день работы, "штурмом";
- средний - ученик не всегда организован и аккуратен, бывают срывы, умеет планировать "отсроченные задания", однако зачастую поверхностно, такие планы не являются для ученика руководством к самостоятельной работе и часто не выполняются, ученику необходим периодический контроль со стороны учителя;
- высокий - ученик организован, аккуратен, собран, систематически умело планирует свою деятельность, в том числе и "отсроченные задания", строго выполняет планы работ, но не бездумно, а творчески, уточняя, внося необходимые коррективы.
Работа с группами учащихся должна вестись по двум основным направлениям:
- Воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности.
- Помощь учащимся в овладении знаниями и рациональными способами учения.
Виды дифференцированных заданий
1. Предварительные задания по уровню трудности:
- облегчённому;
- среднему;
- повышенному.
2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополни-
тельных упражнений возрастающей степени трудности.
3. Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.
- Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий возрастающей трудности.
- Упражнения с указанием минимального и максимального количества заданий для обязательного выполнения.
- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде карточек.
- Дифференцированные задания с разной степенью помощи.
Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним и высоким уровнями обучаемости - продуктивные творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации.