При организации учебно-воспитательного процесса современной школы, профориентационная работа с учащимися должна занимать важное место, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, а личностные интересы и потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В широком смысле слова профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодежь, с целью ее подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно-обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле – длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на двух уровнях – общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических свойствах профессий.
К окончанию основной и средней школы каждому ученику предстоит сделать очень важный выбор, который продолжит путь к будущей профессиональной деятельности, – выбор направления дальнейшего профессионального обучения в средне-специальных и высших учебных заведениях.
Каждому старшекласснику предоставляется право на выбор профессии, рода занятий и места работы. Чтобы успешно осуществить этот шаг, необходимы специальные знания, особенно в настоящее время, когда в сложных экономических условиях, условиях ускорения научно-технического прогресса и формирующего рынка труда значительно возросли требования к уровню подготовки специалистов и к абитуриентам всех учебных заведений. Поэтому необходима специальная подготовка учащихся к осознанному выбору профессии, который они должны осуществить к моменту окончания основной или средней школы.
Основная область применения психолого-педагогических технологий – это период 14-15 лет, когда процесс самоопределения, формирования временной перспективы будущего, перед подростком ставится конкретной ситуацией, то есть ребенок впервые непосредственно задумывается о своем профессиональном будущем. В старшем подростковом возрасте еще невозможно говорить о профессиональных способностях – речь может идти только об индивидуальных психологических способностях как предпосылках формирования профессиональных способностей.
Психологическая готовность к выбору профессии должна быть частично или полностью сформирована уже к началу девятого класса. Фактически это предполагает ускоренную профориентацию подростка, что может способствовать возникновению у ребенка противоречий и сомнений, которые выражаются:
Во-первых: неопределенностью у учащихся ценностных представлений о самой профессии. Ориентиры подростка смещены на выбор желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия выступает как средство для достижения этого образа, а не как существенная часть самого образа жизни.
Во-вторых: подросток в современном быстро изменяющемся мире должен самостоятельно и осознанно иметь специальную профессиональную подготовку, чтобы сразу приступить к работе. Но, оказавшись под таким давлением, старшеклассник чаще всего не способен найти адекватный выход без педагогической и психологической помощи. Это означает, что профориентационная работа должна быть обязательным и значительным компонентом в учебно-воспитательном процессе.
Следовательно, неотъемлемым компонентом воспитательной работыявляются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения.