Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Методологические и психолого-педагогические аспекты профессиональной ориентации в школе

Методологические и психолого-педагогические аспекты профессиональной ориентации в школе

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Жанылай0971

При организации учебно-воспитательного процесса современной школы, профориентационная работа с учащимися должна занимать важное место, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, а личностные интересы и потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. 

В широком смысле слова профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодежь, с целью ее подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно-обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле – длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. 

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на двух уровнях – общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических свойствах профессий.

К окончанию основной и средней школы каждому ученику предстоит сделать очень важный выбор, который продолжит путь к будущей профессиональной деятельности, – выбор направления дальнейшего профессионального обучения в средне-специальных и высших учебных заведениях.

Каждому старшекласснику предоставляется право на выбор профессии, рода занятий и места работы. Чтобы успешно осуществить этот шаг, необходимы специальные знания, особенно в настоящее время, когда в сложных экономических условиях, условиях ускорения научно-технического прогресса и формирующего рынка труда значительно возросли требования к уровню подготовки специалистов и к абитуриентам всех учебных заведений. Поэтому необходима специальная подготовка учащихся к осознанному выбору   профессии, который они должны осуществить к моменту окончания основной или средней школы.

Основная область применения психолого-педагогических технологий – это период 14-15 лет, когда процесс самоопределения, формирования временной перспективы будущего, перед подростком ставится конкретной ситуацией, то есть ребенок впервые непосредственно задумывается о своем профессиональном будущем. В старшем подростковом возрасте еще невозможно говорить о профессиональных способностях – речь может идти только об индивидуальных психологических способностях как предпосылках формирования профессиональных способностей.

Психологическая готовность к выбору профессии должна быть частично или полностью сформирована уже к началу девятого класса. Фактически это предполагает ускоренную профориентацию подростка, что может способствовать возникновению у ребенка противоречий и сомнений, которые выражаются:

Во-первых: неопределенностью у учащихся ценностных представлений о самой профессии. Ориентиры подростка смещены на выбор желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия выступает как средство для достижения этого образа, а не как существенная часть самого образа жизни. 

Во-вторых: подросток в современном быстро изменяющемся мире должен самостоятельно и осознанно иметь специальную профессиональную подготовку, чтобы сразу приступить к работе.  Но, оказавшись под таким давлением, старшеклассник чаще всего не способен найти адекватный выход без педагогической и психологической помощи. Это означает, что профориентационная работа должна быть обязательным и значительным компонентом в учебно-воспитательном процессе.

Следовательно, неотъемлемым компонентом воспитательной работыявляются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения.


Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты