Класс: 4
Цель:
Познакомить учащихся с их правами
Задачи :
• Учить детей защищать себя от нежелательного общения
• Обеспечить информационную безопасность
• Формировать гражданскую позицию
Ход урока:
Сегодня мы поговорим о правах детей, о возможных нарушениях и
о том, как защитить себя в современном мире.
В 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав
ребёнка. В то время права детей рассматривались в основном в
отношении рабства, детского труда, торговли детьми . Но время и
положение детей – будущего всего человечества – потребовало от
мирового сообщества принятия нового документа. Комиссия ООН
по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих
стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.
Положения Конвенции сводятся к четырём основным
требованиям, которые должны обеспечить права детей:
выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в
жизни общества.
Условно права ребёнка можно разделить на шесть основных групп:
1 группа: право на жизнь, на имя
2 группа: право ребёнка на семейное благополучие.
3 группа: право ребёнка на свободное развитие личности.
4 группа: призвана обеспечить здоровье детей.
5 группа: право на отдых и досуг, на участие в играх и
развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в
культурной жизни и заниматься искусством.
6 группа: направлена на защиту детей от экономической и другой
эксплуатации.
В декларации прав человека записано, что главное право каждого
человека — право на жизнь. Оно означает, что любой ребёнок,
независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и
получить от своего государства всё необходимое для полноценной и
достойной жизни.
Но так было и так думали не всегда. Вспомним историю, как раньше
обстояли дела с правами ребенка?
Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители
продавали нищим. Об этом писал В. Гюго в романе “Человек,
который смеется”. Продажа детей с целью заработка.
-Как вы считаете, могут ли дети быть предметом торговли?
Право на личную свободу и уважение личности ребёнка говорит о
том, что нигде в мире дети не должны быть предметом торговли. Это
означает, что древние обычаи и порядки должны быть забыты и детей
никто в мире не имеет право похищать, покупать и продавать.
Древняя Спарта славилась своими непобедимыми воинами:
сильными, здоровыми, выносливыми. Каждого новорожденного
мальчика осматривали и решали: если крепкий и здоровый - пусть
живет. А если родился слабым, больным — бросали его вниз со
скалы.
-Как вы думаете, правильно, справедливо поступали так по
отношению к детям?
Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом,
может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым —
помогать.
Родившись, ребенок приобретает также право на имя и гражданство,
знать своих родителей, и рассчитывать на их заботу, имеет право жить
и воспитываться в семье.
Уже в 19 веке появилось много приютов для младенцев, которых
бедные родители подбрасывали “добрым людям”.
-Каково ваше отношение к такому явлению?
-Часто, сами того не замечая, мы нарушаем права других людей
(примеры?). Например, берём без разрешения чужую вещь, мешаем
учителю вести урок, обижаем младших, грубим родителям. Также
могут нарушаться и наши права.
-Как сделать, чтобы ничьи права не нарушались?
(Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь,
чтобы уважали твои.)
А теперь настала очередь поговорить о естественных правах каждого
из нас. Прошу вас прислушаться к словам известного психолога
К.Заслоффа.
«У детей с момента рождения ,как и у всех людей, есть право быть
такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все
могут пользоваться как механизмами защиты при разрешении
всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За
защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а
можем рассчитывать только на себя и на свои собственные
возможности. Но для этого нужно знать на что ты имеешь право!»
Вы имеете право:
• Иногда ставить себя на первое место
• Просить о помощи и поддержке
• Протестовать против несправедливого обвинения
• Иметь собственное мнение
• Говорить «нет»
• Побыть одному
• На свои чувства- независимо от того, понимают ли их окружающие
• Добиваться изменения договорённости, которая вас не устраивает
Вы не обязаны:
• Быть безупречной(ым) на все 100%
• Следовать за толпой
• Любить людей, приносящих вам вред
• Мириться с неприятной ситуацией
• Сохранять отношения, ставшие унизительными
Но помните!
Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех
остальных_людей.
Нужно учиться уважать личные права других так же. Как вы хотите,
чтобы _ уважали_ваши!
1. Сценка «Чужое письмо»
(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).
Вика: А ты не пойдешь на физкультуру?
Лена: Нет, я освобождена.
(Все уходят кроме Лены. Она садится и начинает рисовать.)
Лена: Ой, ластика нет. У кого же взять? У Вики посмотрю. (Лена роется в
портфеле Вики. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает
его читать. В это время входит Вика.
Вика: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?
Лена: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела?. Разве нельзя?
Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать
письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?
2. Ситуация «Громкая музыка»
(Имеет ли право мальчик включать громко музыку, даже если он считает, что
таким образом проводит свой досуг?)
3. Ситуация. «Я получаю образование»
Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын . Мама, у меня завтра контрольная.
Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы,
которая служит препятствием в получении образования.
Учитель. Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может
быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о
домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на
работу и условиях работы.)
Интернет предоставляет детям и молодежи невероятные возможности
для совершения открытий, общения и творчества. Тем не менее с
использованием Интернета также связаны риски. Например, он представляет
собой открытое окно в мир, который также принадлежит взрослым и содержит
материалы, не подходящие для детей.
Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной
почты. Очень часто злоумышленники используют каналы интернета для того,
чтобы заставить детей выдать личную информацию. Это могут быть
преступники, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы,
они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;
Интернет открывает новые возможности для оскорбительного поведения. Люди
могут публиковать в Интернете слухи, фотографии, отправлять сообщения как
анонимно, так и от чужого имени. Сообщения SMS открывают новые
возможности не только для развлечения, но и для эксплуатации. В Интернете
обидчик может настигнуть свою жертву в любое время. Вам нравится общаться
через Интернет, поэтому вы должны знать о рисках и тех действиях, которые
следует предпринять при причинении беспокойства.
Это является важным по следующим причинам:
· Запугивание в Интернете часто происходит в отсутствии взрослых.
· Дети часто полагают, что если сообщить об этом родителям, это только
ухудшит ситуацию.
· Анонимность и низкая вероятность быть наказанным приводит к тому,
что люди начинают делать то, чего они не сделают в других
обстоятельствах (например, могут сказать человеку то, чего они не скажут
при личном общении).
Вы должны уметь Защищать себя в Интернете
· С осторожностью разглашайте личную информацию.
· Думайте о том, с кем разговариваете.
· Помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все
пользователи откровенны.
· Пользователям никогда не следует сообщать пароли никому, даже давним
друзьям. Кроме того, пароль необходимо регулярно менять.
· Интернет является общественным местом. Перед публикацией любой
информации или своих фотографий следует помнить, что любой сможет
получить доступ к этой информации.
-Как же вы можете защищать свои права?
Способы отстаивания личных прав
--Когда нарушаются личные права ребёнка, самый эффективный способ –
привлечь на помощь взрослых (родителей, учителей).
Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и
поддержки, т.к. это проявление не слабости, а самоуважения.
-Самый лучший способ отстаивать свои права – это уважать права других.
-Участникам предлагается составить список своих личных прав с учётом тех,
которые обсуждались на тренинге.
Ребенок имеет право:
Право на жизнь. Право на имя.
Право на гражданство.
Отсутствие дискриминации.
Право на жизнь с родителями.
Право на труд.
Право на отдых.
Право на защиту жизни и здоровья.
Право на образование.
Право на отсутствие рабства.
Право на жилище.
Право на свободу слова.
Право на получение информации.
Право пользоваться достижениями культуры.
Право создавать семью.
Право заниматься творчеством.
Путешествие в страну правовых знаний
(викторина)
1. Ребенком, согласно Закону о правах ребенка, считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет;
б) с момента рождения до 10 лет;
в) с момента рождения до 16 лет.
2 . Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране;
б) если они родились в законном браке;
в) независимо от различных обстоятельств.
3. Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а) родители;
б) сверстники
в) никто.
4. Государство имеет право разлучить ребенка с одним или обоими родителями:
а) если это необходимо в интересах государства;
б) не имеет права;
в) если это необходимо в интересах ребенка.
5 . Ребенок может учиться:
а) в школе, которую он выбрал;
б) в школе, куда его направили местные органы власти;
в) в школе, которая ближе к дому.
6. Ребенок, живущий с родителями в собственном доме или в государственной
квартире, имеет право на жилище:
а) всегда и при любых обстоятельствах;
б) только пока живет с родителями;
в) пока живы родители.
7. Дети могут участвовать в военных действиях:
а) если этого требуют интересы Родины;
б) если есть согласие родителей;
в) не могут.
8. Фильмы, книги, передачи, имеющие признаки насилия и жестокости:
а) можно использовать для детей при получении разрешения;
б) можно использовать при любых условиях;
в) преследуются по закону;
9. За нарушениями детьми до 14 лет законодательство несут ответственность:
а) сами дети;
б) родители или лица их заменяющие;
в) никто.
10. В случае привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности
при проведении следствия обязательно присутствуют:
а) родители;
б) представители местных органов власти;
в) адвокат и педагог (психолог).
11. Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:
а) безоговорочно;
б) не имеют;
в) только в присутствии взрослых.
ТОВАРИЩИ ДЕТИ!
Будьте бдительны!
ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ,
ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ РАСТИТЕ!!!
В Конвенции каждый найдёт
На вопрос ответ: Помни!
Ребёнком считают того,
Кто не достиг восемнадцати лет.
Сколько бы ни было
В мире детишек.
Черных и белых, девчонок, мальчишек
Все их права ценны и равны.
Взрослые! Вы уважать их должны.
Богатство твоей страны – это ТЫ!
Должен любой президент понимать:
Лишь там превращаются в правду мечты,
Где детям готовы всё лучшее дать.
Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.
ПОМНИ!
Куда бы ты ни пришёл,
Любой государственный дядя
Дела иные отложит в стол
Твоих интересов ради! Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб Я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно знать!
Защищенное детство для каждого ребенка: сегодня и завтра
Полная версия материала