Предмет: Познание мира | Класс: 1 | |
Раздел: В потоке истории | Подраздел: История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм. Сквозная тема: Традиции и фольклор. |
|
Тема урока: | Символы Казахстана. | |
Цели обучения: | 1.3.5.1. отличать государственные символы Республики Казахстан от символов других стран; 1.3.5.2. рассказывать об основных признаках независимого государства. |
|
Критерии успеха: | Все: знают государственные символы РК и отличают их от символов других стран; Большинство: понимают и рассказывают о значении символики на флаге, гербе; Некоторые: делают выводы о значении государственных символов РК. |
|
Языковые цели: | Ключевые слова и фразы: Государственные символы, герб, флаг, гимн. Выяснить: В каких случаях поднимается государственный флаг? Объяснить смысл пословицы: «Без флага нет единства, без смелости нет жигита»? |
|
Предыдущие знания: | Солнце дает тепло, Орел – птица, флаг, цвет. | |
План | ||||||||
Этап урока, время | Планируемая деятельность | Ресурсы | ||||||
Начало урока 10 мин Середина урока 20 мин |
Стартер «Прослушивание песни про Казахстан - Какие чувства у вас вызвала эта песня? - О чем эта песня? - Что характерно для нашей родины? Что вы можете рассказать о народе Казахстана? Постановка темы урока (Г) Работа в группах - У вас на столах лежат карточки с различными картинками. Вам необходимо рассмотреть внимательно картинки, назвать их одним словом, и выбрать одну, которая, по вашему мнению лишняя. Ответы каждой группы Картинки выделенные учащимися, вывешиваются на доску. - Посмотрите внимательно и скажите, как можно назвать одним словом вывешенные картинки (Флаг, Байтерек, Ак орда – резиденция президента, золотой человек)? (символы Казахстана) - Как вы думаете, а что такое символ? ( Знак, общий для кого-то или для чего-то) Сформулируйте тему урока? (Символы Казахстана) Цель нашего урока познакомиться с символами нашего государства. Критерии Знать символы Республики Казахстан Уметь отличать символы нашей страны от символов других государств. Включение в систему знаний У каждого государства есть официальные (государственные) символы и неофициальные (животное, здание, цветок), которые ассоциируются с данной страной. Какие символы по вашему мнению у нас на доске являются неофициальными, докажите почему? Просмотр видеоролика о государственных символах на интерактивной доске. Беседа (предполагает тонкие и толстые вопросы): - О чем этот ролик? - Что чувствовали во время просмотра этого видеоролика? - О чем узнали из видеоролика? - Как вы думаете, почему независимое государство не может существовать без своей символики? Давным-давно это было. Поссорились как-то два государя. Как им различать своих граждан. Один государь разозлился и велел сшить своим подданным красные колпаки на голову. Другой государь увидел это и повелел подданным сшить голубые колпаки с кисточками. И пошла тут такая морока... То колпак потерялся, то дома его забудут. А стража граждан без колпаков хватает и ведёт в своё царство-государство. Сами государи запутались. Никак не могут сосчитать, сколько же у кого граждан. Вот однажды пришёл к ним Мудрец и сказал: «Что вы мучаетесь? Каждому из вас надо придумать свою песню, которую будут петь все люди государства, нарисовать знак государства и сделать полотнище из материала». Послушались его государи, так и сделали. Так появились герб, флаг и гимн. Каждое государство имеет свой герб, флаг и гимн. Это государственные символы. У нашей страны тоже есть свои госдарственные символы. Назовите их. работа по учебнику Стр. 60 (И)- прочитайте текст в конце страницы. Придумайте один вопрос по данному тексту. (к) Вопросы учащихся и ответы на них. ФЛАГ На казахском языке флаг – ТУ Работа по учебнику 2.Следующее задание мы выполним по учебнику. Ребята как вы понимаете пословицу «Без флага нет единства, без оружия нет джигита»? Рассуждения детей. Чтение статьи в учебнике: «В древности флаг был символом воинской доблести. Флагу оказывался особый почёт. В наше время он символизирует независимость страны. Флаг Казахстана голубого цвета. Голубой цвет символизирует благополучие и мир в нашей стране» Саки, кипчаки, гунны считали флаг символом воинственности и чтили его. Они верили, что у войска особая сила и покровитель. Поэтому падение флага считали поражением войска и в сражении защищали флаг. Чтобы он был хорошо виден, его шили из ткани ярких цветов, иногда из нескольких. Каждый цвет имел особое значение. У великого хана Абылая флаг был белого цвета и означал чистоту и справедливость. Хан Абылай жил в очень тяжелое время, и с 15 лет участвовал в военных походах против джунгар, был известен как выдающийся правитель, сумевший объединить три жуза, искусный дипломат и талантливый полководец. - Какого цвета флаг Казахстана? - Что символизирует голубой цвет? Цвет нашего флага – небесно-голубой. Это цвет неба над нашей страной. Небо как крыша дома, под которой живут миллионы людей. Оно одно на всех. Голубой цвет это мир и спокойствие. И солнце на нашем флаге не случайно – оно дает жизнь всему на Земле. Солнце воспринимается как источник жизни, богатство и изобилие (золотой цвет). Лучи у солнца похожи на капельки или зёрна. Хлеб – это богатство. Есть хлеб – значит будут сыты жители страны. А по национальному орнаменту можно сразу догадаться, что это флаг Казахстана. Золотистый казахский орнамент поперёк левого края вдоль древка полотнища является признаком национальной основы, уважения к национальным традициям. - что ещё изображено на флаге. Орёл или беркут. Беркуты пользуются уважением среди птичьего народа. Во-первых, степной орел – одна из самых больших птиц на свете. Ведь размах крыльев беркута достигнет трех метров. Во-вторых, эта птица очень сильная, мужественная и выносливая. В-третьих, беркут всегда защищает своих птенцов. И, в-четвертых, он считается очень мудрым: летает выше всех и видит дальше всех. Поэтому беркут символ государственной власти, прозорливости. Он летит к заветной цели, т.е. тем самым выражается стремление народа к счастью, свободе, независимости. Орёл готов дать отпор любому врагу. Работа в парах Вставьте подходящие слова по смыслу: В древности флаг был символом воинской _______________ . Флагу оказывался особый ___________ . В наше время он символизирует ________________ страны. Флаг Казахстана _______________ цвета. Голубой цвет означает _______________ и _____________ в нашей стране. Слова для справок: доблести, почёт, независимость, голубого, благополучие, мир. ГЕРБ - Назовите ещё один государственный символ Р.К.(герб - елтаңба). - Авторы герба Казахстана - заслуженный архитектор Узбекистана Жандарбек Малибекович Малибеков и заслуженный архитектор Казахстана Ыдырысүлы Уалихан. - Посмотрите внимательно на герб и назовите, что вы видите. Как мы уже поняли, все что изображено на государственных симвалах, не случайно, оно всегда что-то символизирет. Давайте попытаемся это объяснить Что представляет собой герб? (круг). Круг - символ жизни, вечности. - Какого он цвета? (көк). - Из каких элементов состоит герб? ( шанырак, тундук, уыки, тулпары, звезда, надпись «Казахстан»). Шанырак - круговое завершение купола юрты, символ семейного благополучия, мира и спокойствия, образ общего дома для всех людей. Счастье в нём зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надёжности его уыков (опор). У казахов есть высказывание: «Пусть будет высоким твой шанырак, широкими твои стены и прочной основа твоего дома». Именно это мирное пожелание положено в основу герба. От центра по всему кругу герба расходятся, как лучи солнца, купольные жерди юрты - уыки. Лучи символизируют светлый путь нашего народа. Зенитное отверстие юрты - тундук - напоминает яркое солнце на фоне голубого мирного неба. Составной частью компазиционной структуры герба являются фантастические рогатые скакуны - тулпары (мифические кони). У небесных коней и их родственников – коней обычных – тоже очень много заслуг перед людьми. Конь в степи – первый помощник и друг человека. Вся хозяйственная и духовная жизнь кочевников связана с конём. Он не только средство передвижения. Из шкуры коня изготавливали одежду, из конских волос - струны музыкальных инструментов. Он даёт конину и кумыс. Кочевник считает, что конь человекоподобен и ему можно перед ним согнуться. Издавна говорят: «қазақ жылқы мінезді» (казах по своему характеру похож на коня). Их объединяет общность стихий, стремление к свободе, движению, скорости. Всё что у кочевника на сердце, он находит у коня. Он опора жизни. Тулпар символизирует бесстрашие льва, хитрость и находчивость лисы, мощь и силу быка, прозорливость сокола в борьбе с врагом. - На что похожи крылья тулпара? (на колосья пшеницы). Крылья - символ изобилия, материального благополучия. Семь выступов на рогах тулпаров (рога - мүйіз) говорят о том, что народ помнит своих предков до 7 колена, чтит их традиции, культуру. Рога - сила, мужество и храбрость. Тулпары с двух сторон - берегут Родину, преданно служат ей. Пятиконечная звезда (жұлдүз) расположена в верхней части герба, символизирует открытость наших сердец представителям 5 континентов. В нижней части надпись «Казахстан» - говорит о принадлежности герба нашей республике. - Какие цвета использованы в гербе? Золотой - ясное будущее наших народов, голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в гербе олицетворяет стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты. - Где мы можем увидеть флаг? Герб? РАБОТА В ПАРАХ ЗАКРЕПЛЕНИЕ Установите соответствие:
ГИМН. Прослушайте запись и скажите, что вы услышали? - Молодцы, все верно. Это гимн Республики Казахстан. -Когда мы слышим государственный гимн? Как мы должны его слушать и исполнять? (Стоя, не кривляясь, держа руку на сердце) История появления Совсем недавно, в 2006 году правительство Казахстана утвердило новый гимн «Менің Қазақстаным». Это довольно популярная в стране песня, мелодию для которой написал Шамши Калдаяков в 1956 году. В этом же году был написан и текст поэтом Жумекеном Нажимеденовым, однако перед принятием текста как официального гимна страны, в него внес поправки президент Нурсултан Назарбаев, поэтому его всегда указывают как соавтора. Помимо текста гимна, в Конституции указано, что при его прослушивании необходимо обязательно прикладывать правую руку на левую сторону груди. Гимн наряду с гербом и флагом является одним из важных символов Казахстана, как и любой другой страны. В Казахстане очень чтут и любят свой гимн. Чаще всего мы можем слышать гимн этой страны перед различными спортивными соревнованиями, либо во время награждения спортсменов уже после их окончания. Также гимн Казахстана исполняется во время официальных государственных мероприятий, или при встрече государственных делегаций. При исполнении государственного гимна в Казахстане все присутствующие встают, военнослужащие отдают честь, обычные граждане снимают головные уборы, опускают руки или же прикладывают правую руку к сердцу. Последние публикации Необычные кафе Астаны: с котами и диетическими блюдами Туры в Алматы Хан-Шатыр: самый большой шатёр в мире Казахстан Достопримечательности Казахстана О стране Виза Гимн Кухня Казахстана Публикации Национальный гимн Казахстана - текст, перевод, слушать онлайн далее: гимн Камбоджи О чём рассказывает Гимн? О тяжёлых испытаниях, которые пережил народ Казахстана, победе над врагами, уважении к своим героям, вере в прекрасное будущее нашей родины, о казахской степи - колыбели дружбы, о независимой республике. Гимн призывает народ Казахстана к единению, сплочённости. Когда звучит Гимн, то сердце как будто сжимается, воодушевляет на подвиги. |
Клубок цветных ниток Картинки флаги, статуи, здания, башни Сигналы класса согласие или не согласие просмотр видеоролика о символах РК Вывешиваются на доску Учебник с.60 стр.61 Портрет Абылая флаг герб видеоролик с исполнением гимна |
||||||
Формативное оценивание Попробуй. Сделайте флаг своей группы. Каким будет ваш флаг? Каждая группа придумывает и изготавливает свой флаг, используя цветную бумагу, наклейки, маркеры, узоры-наклейки, приготовленные заранее. Предложить учащимся встать со своих мест и рассмотреть образцы флагов, развешанные вами на «говорящей» стене. По окончании работы каждая группа защищает свой проект флага. Проследить надо за техникой безопасности во время работы. Критерии оценивания : 1.готовит флаг своей группы Дескрипторы 1.знает и понимает содержание флага 2.выбирает цвет флага по желанию 3.использует вырезанные шаблоны символов (мир-голубь, свобода-орёл, единство-руки) Символические значения цвета Голубой цвет - мир , спокойствие Белый цвет – чистота и справедливость, истина Солнце- источник, тепла, света, изобилия Золотой – богатство, щедрость , господство Зелёный - изобилие, свобода, радость, надежда Фиолетовый - знания, мудрость, могущество Красный – огонь, отвагу, смелость и великодушие Оранжевый - огонь, энергия, сила |
Учебник ФО (фишки) КО Учебник с.61 Портрет Абылая Ножницы, бумага, наклейки, картинки |
|||||||
Конец 5 мин Рефлексия для обучающихся |
Закрепление - Какие государственные символы вы знаете? - Для чего нужен флаг, герб и гимн? Гимн - главная песня страны. Герб - отличительный знак государства. Флаг - полотнище с эмблемой, прикрепляемое к древку. Все эти символы характеризуют наше государство. В них заложены национальные обычаи, традиции казахского народа. Формативное оценивание Формативное оценивание _________________________ Дата 23.02.2017г
Под каким номером указан флаг нашей страны? Обведите цифру. Задание 2 Укажите герб нашей страны. Назовите элементы, которые представлены на нём. 9. Итог урока - Я хочу, чтобы вы любили нашу Родину, берегли её, хранили и передавали традиции и обычаи другому поколению. Выставление оценок, словесная похвала. |