Цель: воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за родную Республику.
Задачи:
- формировать представление о происхождении и истории государственных символов Казахстана;
- способствовать развитию познавательной активности, интеллекта, расширению кругозора учащихся;
- воспитывать национальное самосознание, толерантность.
Оформление: плакаты с надписями “Звездный час” и “Мой Казахстан!”, звезды разной формы, презентация (слайды с изображением природы), музыкальные записи.
Оборудование: маленькие жёлтые звезды, таблички с цифрами (для выбора правильного ответа), чистый лист бумаги, ручка, диплом для победителя, призы, анкета
Ход игры
1. Вступительное слово учителя.
Объявление цели, правил игры.
За каждый правильный ответ участник получает звезду; те дети, у кого окажется меньше звезд, выбывают.
2. Представление участников игры и членов жюри.
3. Введение в игру.
На фоне казахского кюя учитель читает
Учитель: История непредсказуема. Порою громкое событие, будоражившее общество, может скоро забыться и стать рядовым фактом прошлого. Порою, наоборот, казалось бы, самое ординарное событие, самое обыденное явление может при стечении обстоятельств иметь поразительные последствия в жизни страны и судьбе ее населения. Это положение хорошо иллюстрирует история возникновения казахской национальной государственности - Казахского ханства.
(учащиеся показывают презентации)
Ученик 1. Казахское ханство было основано двумя султанами - Гиреем и Джанибеком. Гирей-султан, Джанибек-султан с подвластными им родами и племенами покинули Узбекский улус и откочевали на юго-восток.
Кто мог тогда предвидеть, что откочевка за пределы страны группы недовольных верховной властью родов и племен во главе с султанами окажется судьбоносной. Между тем, история сложилась так, что именно это событие стало началом нынешнего Казахстана. Прошло несколько лет. Гирей, Джанибек и их казачья вольница вернулись в Узбекский улус и захватили верховную власть в стране. С тех далеких пор и доныне коренные жители этой огромной страны себя называют казахами. Под этим же названием они были известны у соседних народов. И в русских документах ХVI-ХVII вв. их именовали казаками, а их государство Казачьей, или Казатцкой Ордой. Так с первых десятилетий ХVI века за страной закрепилось название Казахстан ("Страна казахов").
Презентация (слайды по тексту)
Ученик2 : Широко раскинулись земли Казахстана. Здесь можно увидеть высочайшие снежные горы и плоские равнины, луга и пустыни, стремительные реки и моря. Ранней весной в южных долинах зацветает урюк, в прогретую землю падают золотым дождем семена. Пустыня покрывается зеленым ковром трав с ярким узором алых тюльпанов и маков. А на севере республики еще бушуют снежные метели. Разнообразен животный мир нашей страны. Каких только животных и птиц не встретишь в горах, на равнинах и в пустынях! Высоко в горах водятся снежные барсы и круторогие архары, парят в небе стремительные беркуты и орлы. В Каспийском море обитает тюлень. Из ледников и озер начинают свой стремительный бег в долины быстрые реки.
Ученик:
Ты слышишь?-
Песня!..
Вольная, степная
Звенит все громче
В небе голубом:
“Цвети, моя республика родная!
Мой Казахстан!
Ты мой родимый дом!”
Учитель: Наш Казахстан – большая страна. В ней проживает 15 миллионов человек. И каждый человек должен знать символы государства, гражданином которого он является – флаг, герб, гимн. Ведь они сопровождают нас всю жизнь. Каждое событие государственного масштаба происходит под сенью этих символов.
Ученик: Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани. Сегодня Флаг Республики Казахстан украшает административные здания, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков. Этот наш символ является результатом его творческих исканий и самоотверженного труда.
Ученик: Герб – отличительный знак государства, города, изображаемый на монетах, печатях. Термин “герб” происходит от немецкого слова “ербо”. В переводе на казахский он означает понятие “танба” (тамга, знак). Впервые данный термин начал употребляться в древнем Тюркском Каганате (551 – 630 гг.). 4 июня 1992 года — день рождения государственного герба Республики Казахстан. Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шот-Амана Уалиханова.
Ученик: “Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”. Песня была написана в 1956 году композитором Шамши Калдаяковым на слова Жумекена Нажимеденова. Статус Государственного гимна страны она приобрела в начале 2006 года. Нурсултан Абишевич Назарбаев предложил внести поправки в текст песни: “В тексте гимна должна быть ярко выражена идея о том, что богатство казахстанской земли и народа открывает путь в лучшее будущее для наших потомков”. 11 января 2006 года песня впервые зазвучала в качестве Государственного гимна страны под сводами столичной резиденции “Акорда” в торжественный момент вступления Нурсултана Назарбаева в должность Президента Казахстана. Нурсултан Абишевич Назарбаев - соавтор текста действующего гимна Республики Казахстан.
(исполнение гимна РК)
Учитель: Сегодня мы проведем игру “Звездный час”, которая посвящается независимому Казахстану и его символам.
Приглашаются участники игры
1тур:
На доске записаны слова: гимн, солнце, цвет, небо, мир и благополучие, орел.
Вопрос 1: Главный элемент государственного флага Республики Казахстан.
(Цвет)
Вопрос 2: Что обозначает одноцветие флага?
(Это символ единства Казахстана)
Вопрос 3: Символом чего является голубой цвет нашего флага?
(Голубой цвет – символ неба. Небо – символ мира и благополучия)
Вопрос 4: Торжественная хвалебная песнь.
(Гимн)
2 тур:
Иллюстрации открываются после правильных ответов детей.
Вопрос 1: Образ общего дома всех людей, проживающих в Казахстане на государственном гербе республики?
(Шанырак — верхняя сводчатая куполообразная части юрты)
Вопрос 2: Кто оберегает шанырак с двух сторон, выражает идею служения общему дому — Родине
(Тулпар - мифический конь)
Вопрос 3: Что расположено в нижней части герба?
(надпись )
Вопрос 4: Этот символ обозначает, что наши сердца и объятия открыты представителям
всех пяти континентов.
(Пятиконечная звезда)
3 тур:
Вывешиваются иллюстрации: солнце, степной орел, полоска национального орнамента, пятиконечная звезда, колосья пшеницы, тулпар.
Вопрос 1: Что является символ свободы, независимости, стремлением к цели на флаге нашей Республики?
(Степной орел)
Вопрос 2: Источник жизни и энергии, а на флаге символизирует богатство и изобилие.
(Солнце)
Вопрос 3: Магический код, в котором наши предки зашифровали свои знания о природе и устройстве мира.
(Полоска национального орнамента)
Вопрос 4: Что на флаге имеет форму зерна и является символом изобилия и благополучия?
(Лучи солнца)
Игра с болельщиками
1. Кто является автором флага? (Шакен Ниязбеков)
2. Назовите авторов герба. (Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов)
3. Назовите авторов гимна. (Музыка: Шамши Калдаякова,
слова: Жумекена Нажимеденова, Нурсултана Абишевича Назарбаева)
4. Когда отмечается День Государственных символов Республики Казахстан?
(4 июня)
4 тур:
Вывешиваются даты: 22 сентября, 30 августа, 16 декабря, 25 октября, 24 января 1996 г., 9 мая.
Вопрос 1: Когда был принят Указ Президента “О Государственных символах
Республики Казахстан” – гимне, гербе и флаге?
(24 января 1996 года)
Вопрос 2: Когда мы отмечаем День Конституции Республики Казахстан?
(30 августа)
Вопрос 3: Когдаотмечается День Независимости Республики Казахстан?
(16 декабря)
Вопрос 4: Когда мы отмечаем День языков народов Казахстана?
(22 сентября)
Финал:
Играют два ученика.
Из букв слова “Казахстан” составить как можно больше имен существительных. Побеждает тот, кто назовет свое слово последним.
Итоги и награждение.
Звучит песня “Здравствуй, столица!”
Учитель: На этом игра “Мой Казахстан” закончена.
(результаты анкетирования)
Надеюсь, что она не пройдет для вас бесследно, ведь историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек.
1. Анкета «Гражданственность и патриотизм»
1) Как Вы считаете, должны ли быть развиты чувства патриотизма и гражданственности у современного молодого человека?
1. Да, конечно; 2. Скорее ДА чем НЕТ; 3. Нет, конечно.
2) С какими чувствами у Вас ассоциируется слово «Патриотизм»?
1. Чувство гордости за свою страну, спортсменов, деятелей; 2. Чувство ответственности и долга перед Родиной и своим народом; 3. Другое (впишите)
3) С какими чувствами у Вас ассоциируется слово «Гражданственность»?
1. Чувство гордости за свою страну, спортсменов, деятелей ; 2. Чувство ответственности и долга перед Родиной и своим народом ; 3. Другое (впишите)