В ежегодном Послании президента народу Казахстана, не маловажное место отводится системе образования. По инициативе Н. Назарбаева, начиная с 2005 года, в стране реализуется Государственная программа развития образования. Основные положения утвержденной стратегии затрагивают все ступени казахстанского образования. [1]
В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
«На сегодня главной задачей является продолжение модернизации образования»,- об этом сообщил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в послании народу Казахстана. [1]
Основным приоритетом, по мнению Президента страны, является повышения компьютерной грамотности и активное осваивание информационных технологий. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Для реализации данных целей в процесс обучения успешно вводятся современные методики и педагогические технологии, на основе которых
успешно работает Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы, развивается сеть передовых учреждений профессионально-технического образования.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). [2]
Актуальность: к сожалению, с ростом педагогических технологий падает интерес учащихся к обучению. Учащиеся большее время проводят в виртуальной реальности, проходя очередной этап игры, либо в хорошо иллюстрированных социальных сетях. Интернет – ключевая черта новой эпохи, в которой мы оказались. Информация теперь доступна где и когда угодно. Поэтому информация есть, а вот заинтересованности у учащихся отсутствует. Поэтому вопросыоб активизации познавательной деятельности учащихся, учитель стал задавать себе все чаще и чаще.
Цель: внедрение игровых симуляторов (технологий) для повышения мотивации учащихся и как следствие качества образования.
Гипотеза: Применение игровых технологий, геймификации повышает мотивацию у учащихся к образовательному процессу.
Задачи:
- объяснить понятие геймификация
- выяснить каким образом геймификация влияет на повышение качества
Если говорить о выводах исследователей в самых общих чертах, то преимущества игр заключаются в следующем: геймплей имеет познавательную пользу, потому что, как выяснилось, игры улучшают внимание, способность сосредотачиваться и время реакции. Игры положительно влияют на мотивацию, потому что развитие с помощью игр происходит в рамках теории «возрастающего интеллекта», которая говорит о пользе постепенного обучения и наращивании достижений. Игры имеют эмоциональную выгоду, потому что они повышают настроение и укрепляют положительное эмоциональное состояние. С помощью обучающих компьютерных игр можно заинтересовать, активизировать познавательную деятельность учащегося, привлечь к изучению того или иного предмета, что собственно можно и отнести к новизне образовательного процесса.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [2]
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр (рис. 1).
Рисунок.1.
Геймификация учебного процесса состоит в том, чтобы использовать склонность человека к игре, как ключ к вовлечению в процессы обмена и потребления информации. [3]
Всемирная паутина предлагает множество порталов для создания и онлайн участия в таких образовательных играх.
С помощью компьютерных образовательных игр, возможно решить множество проблем:
1. Активизация познавательной деятельности на уроках.
2. Принятие учащимся правильных решений выбора в той или иной ситуации, что лежит в основе функциональной грамотности школьника
3. Уверенность в достижении целей
4. Право на ошибку
Один из таких примеров интернет сайт Umaigra, которая предлагает множество оболочек для создания образовательных игр. (рис.2.)
Рис.2.
На самом деле геймификация — это просто набор правил, который преломляет уже существующую деятельность под новым углом.
При правильном внедрении геймификация становится таким же обычным и неотъемлемым атрибутом рабочей деятельности, как проведение совещаний или материальное премирование сотрудников за выдающиеся результаты. [4]
Основное отличие компьютерных игр и стандартного образования – это отношение к ошибкам. В школе за ошибки всегда наказывают, но редко когда учителя хвалят за правильные ответы или решения. Поэтому ученики знают только то, что они сделали неправильно. Это приводит к тому, что ученики концентрируются только на оценках, но никак на самих знаниях и содержании.
«На страницахжурнала T+Dесть интересная статья с наблюдениями известных гейм-дизайнеров о геймификации в обучении: в чем же заключается удовольствие от игры,почему именно игровая форма обучения считается наиболее эффективной?
1. Удовольствие
Основная идея игры заключается в том, чтовы получаете удовольствие в результате решения игровых задачи приобретении опыта в конкретной игре.
Получается, что игра удовлетворяет одну из важных врожденных психологических потребностей человека: уверенность в своих знаниях и опыте; в том, что мы что-то делаем лучше других.
Поэтому утомительное изучение теории на тренингах или просмотр бесконечных презентаций для многих учащихся очень тяжелый и мучительный процесс, не приносит никакой радости и положительных эмоций. Запоминаемость образовательного материала при этом близится к нулю.
2. Мотивация
Игру нужно не просто создать, но и продумать ее мотивационную структуру. Все задачи, выполняемые по ходу игры, должны продвигать игрока на следующий уровень, таким образом, чтобы он видел свой статус и достижения. Здесь же важным фактором является обратная связь, помогающая понять игроку, как улучшить свой успех.
Геймификация в обучении одним из ключевых факторов признает необходимость видеть свой прогресс – вот тогда и приходит чувство удовольствия и удовлетворения от игры.
3. Право на ошибку
Один из основных обучающих методов игры при воплощении геймификации в обучении –создание и развитие игроком стратегий, как обойти, избежать и исправить ошибки.
Кроме того, в игре все неудачи позиционируются в развлекательном разрезе, так как никаких серьезных последствий они не влекут.
Психологические исследования утверждают, что такое "учение на ошибках" довольно эффективно. Ведь страх и стресс из-за проваленного теста при стандартном тестировании демотивируют ученика и ведут к тому, что обучающийся будет избегать обучения или материал не будет усваиваться.» [4]
Геймификация сегодня — одна из самых актуальных тем электронного обучения. Её эффективность в качестве инструмента дополнительной мотивации и вовлечения сотрудников была не раз подтверждена на практике. Тем не менее, мода на геймификацию приносит не только пользу обучению, но и чревата неуместным её использованием — а это прямой путь к разочарованию в самой методике.Компьютерные образовательные игры на уроках уместно применять на определенных этапах урока- актуализации знаний, проверке усвоения нового материала.
Как показал практический опыт, обучающиеся с удовольствием участвуют в таких играх, преимущество которых в том, что во время игры участники занимают активную позицию, что способствует повышению мотивации к обучению и более эффективному закреплению знаний.
Список литературы
1.Послание президента народу Казахстана Источник:http://e-history.kz/ru/contents/view/1777
2. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» М., НИИ школьных технологий.2006 г.-450 с.
3.Определение геймификации https://newtonew.com/overview/gamification-fails
4. Статья «Кризисы мотивации» автор Наталья Андреева
руководитель центра смешанного обучения МГППУ, преподаватель ФПК https://newtonew.com/discussions/motivation-in-blended-learning
4. Об эффективности игровой формы обучения http://competentum.ru/blog/geymifikaciya-v-obuchenii