План урока
Раздел долгосрочного планирования: Школа: КГУ «Меновновская средняя школа» акимата г. Усть-Каменогорска Раздел 5.1 А Жизнь древних людей на территории Казахстана ФИО учителя: Березовикова И.Д. Дата: Участвовали: 18 Не участвовали: 0 Класс: 5 «А» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Жизнь древнейших людей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель (и) обучения, достигаемые на этом уроке (ссылка на учебный план) |
5.1.2.1 – демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
исследуют занятия древних людей и дают им характеристику; представляют в творческой форме особенностей жизни древних людей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
обучающиеся устанавливают причину использования именно каменных орудий труда древним человеком; систематизируют информацию о преимуществе родовой общины в жизни первобытного человека; создают творческий продукт о жизни и быте первобытных людей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели |
работа с терминами: питекантроп, неандерталец, кроманьонец, человеческое стадо, собирательство, охота, род, родовая община |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитание ценностей |
ценностей, основанных на национальной идее «Мәңгіліқ Ел» - единство истории, культуры и языка»: бережного отношения к общему историческому наследию, национального самосознания, патриотизма, трудолюбия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметная связь |
всемирная история, география |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предыдущие знания |
знают периоды древней истории Казахстана и их хронологию, стадии развития древних людей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы |
Виды упражнений, запланированных на урок |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока 10 мин 2 мин 2 мин 4 мин 2 мин |
Приветствие обучающихся учителем на трех языках Создание комфортной психологической обстановки на уроке Психологический настрой Цель: установить контакт межу обучающимися, позитивно настроить на работу Задание: Присесть и закрыть голову руками, слушать комментарии учителя и выполнять движения. - Дети, давайте представим, что каждый из вас – маленькое Садовник бережно относится к семечку. Поливает его, ухаживает за ним (учитель проходит по рядам и гладит по головам, плечам учеников). С первыми лучами солнца семечко медленно начинает прорастать, появляются первые листочки (дети поднимают руки и тянут их вверх). Стебелек растет (дети потягиваются, расправляют плечики). И наступает радостный момент – появляется цветок (дети показывают распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет, Он тянется к свету, к солнцу, излучает добро. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите улыбку и мне! -Надеюсь, хорошее настроение сохраниться у вас до конца урока. ФО «+, -, класс» Деление учащихся на группы методом «Шанырак» Учитель стоит в центре с моделью «шанырака с лентами» в руке. - Символом добра и дружбы сегодня на уроке станет «шанырак». - Предлагаю вам встать в круг и выбрать ленточку любого цвета, которая вам понравится, т. о, сформировать группы. Формируются 3 группы по 6 человек и распределяются роли: I - «Этнографы» II - «Антропологи» III - «Археологи» Актуализация субъективного опыта обучающихся Если ответ дается неполный, то члены группы (при групповой работе) могут его дополнить и исправить. Задание №1 Собрать кубик Цель: определить уровень знаний обучающихся об антропологических признаках первобытных людей Критерии оценивания:
Дескрипторы:
1. Назови стоянки позднего палеолита. 2.Почему древним людям необходимо было приспосабливаться к природным условиям? 3. Объясни происхождение слова мезолит. 4. Предложи аргументы в защиту эволюционного превосходства кроманьонца в ряду древних людей 5.Придумай пять аргументов в пользу человека разумного в сравнении с питекантропом. 6.Поделись (как ты думаешь, считаешь) какие шаги нужно предпринимать сегодня, чтобы сохранить артефакты – предметы, дающие сведения о прошлом. Самооценивание (по листу самооценивания) Формирование целей урока совместно с обучающимися Учитель демонстрирует изображение стоянки древних людей и задает вопросы: - Что вы видите на слайде? - Как вы думаете, как это связано с темой нашего урока? - Какое название имеет период, когда жизнь древних людей полностью зависела от окружающей среды? Постановка перед учащимися учебной проблемы: - Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему? - Что мы должны знать на уроке? - Чему научиться? -Какова цель урока? - Какова ваша личная цель? Что мы должны сделать, чтобы достичь поставленных целей? Исследователький вопрос (постановка перед учащимися учебной проблемы): Почему формирование родовой общины значительно облегчило жизнь людей? Обратная связь учителя (рефлексия) Прием «Два восклицания, один вопрос» Разъясняется алгоритм работы в паре. Повторяются правила работы в группе. Разъясняется работа с листом взаимоооценивания На стадии погружения в тему обучающиеся работают с различными источниками информации |
Прием «Садовник и цветок» Звучит классическая музыка для концентрации на учебе Four Seasons.Vivaldi ФО «+, -, класс» «Шанырак», украшенный цветными лентами, скрепленных в три группы по 6 штук
Прием «Кубик Блума»
Лист самооценивания
Демонстрация фрагмента мультфильма «Древний человек» Прием «Два восклицания, один вопрос» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока 22 мин
4 мин
8 мин
2 мин 5 мин 2 мин |
Изучение нового материала: Задание №2. Составить краткое сообщение о значении камня в жизни древнего человека. Индивидуальная работа Цель: сформировать навыки работы с текстом и видеоматериалом. Критерии оценивания: - обобщают информацию о занятиях древнего человека; - сопоставляют информацию о причинах использования каменных орудий труда в хозяйственной деятельности человека. Дескрипторы: 1. Просматривают фрагмент мультфильма «Древний человек». 2. Читают текст с.13-14 3.Обсуждают причину использования именно каменных орудий труда в хозяйственной деятельности человека. ФО «Стоп кадр» Задание № 3 « Исследуй эпоху» (6 мин)
Цель: исследуют условия жизни древнего человека в родовой общине, используя слова «стадо», «кровное родство», «совместное хозяйство», «родовая община», «очаг», «опека». Критерии оценивания: - устанавливают соответствие названия со значением; - воображают причины, приведшие к изменениям в человеческом стаде; - располагают даты и события в хронологическом порядке. Дескрипторы:
Взаимооценивание
Цель: познакомившись с текстом и иллюстрациями к нему, составить пазл для сравнения понятия «родовая община» и «человеческое стадо» Критерии оценивания: - систематизируют текстовую и иллюстрационную информацию; - группируют картинки (не менее 4-х) по периодам; - оформляют с помощью иллюстраций пазл о жизни и быте человека в стаде и родовой общине Дескрипторы: 1. Читают текст с. 13 «Первобытная родовая община» 2. Рассматривают рисунок «Стадо древних людей» (с. 12), «Родовая община» с.13 3. Придумывают оформление пазла. Взаимооценивание (по листу взаимооценивания)
Цель: в условиях импровизированной среды представляют жизнь древнего человека Критерии оценивания: - воображают «вождя родовой общины», «охотника», «собирателя», «бизона», «мамонта»; - создают атмосферу исторической эпохи. Дескрипторы: 1. Читают текст (дополнительный материал), обратив особое внимание на терминологию, хронологию и последовательность событий. 2. Придумывают сюжет. 3. Организовывают ролевую игру Взаимооценивание (по листу взаимооценивания) Физминутка «Помогатор» Задание № 4 Сформулировать краткий ответ. Групповая работа На каждом столе вопросы по пройденному материалу. Переходя от стола к столу, заполняют задания по кругу. Цель: закрепить изученный материал Критерии оценивания -обобщают на практике полученные знания Дескрипторы: 1.Читают предложения. 2. Обдумывают содержание. 3. Вписывают пропущенные слова. Вопросы: 1 Как можно применить умение добывать огонь в быту првобытного человека? 2. Что можно сказать о видах охоты древнего человека Восткочного Казахстана из фрагмента мультфильма? 3. Какие условия неоходымы для того, чтобы сформировалась родовая оющина? 4.Если предположить, что в группе древних людей были те, которые не выходили на охоту, то чем они могли заниматься? 5.Если женщина в родовой общине играла важную роль, то чем предположитльно она могла заниматься? ФО «Круг. Треугольник. Квадрат» Работа с проблемным вопросом: Почему формирование родовой общины значительно облегчило жизнь людей? Диалог между группами Цель: развивать навыки создания нового, применив полученные знания Критерии: -Обобщают информацию о значении родовой общины в жизни первобытного человека Дескрипторы: 1. Формулируют основные выводы, применяя полученные знания; 2. Моделируют практическую ситуацию, в которой смогут использовать изученный материал ФО «Обмен мнениями» |
ИКТ Фрагмент мультфильма «Древний человек» Текст учебника (раздаточный материал)
Метод «Летописец» Лист взаимооценивания
Метод «Пазлы»
Дополнительный материал «Каменный век на территории Восточного Казахстана» Листу взаимооценивания Стратегия «Карусель» От каждой группы выступает спикер с ответом: 1.для согревания, приготовления пищи, отпугивания хищников 2.сезенная и загонная 3.кровное родство, совместное хозяйство, общие орудия труда 4. изготовление орудий труда из кремния 5.сохранение огня, шитье одежды, собирательство. Прием «Круг. Треугольник. Квадрат» Прием «Обмен мнениями» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока 8мин 5 мин
3 мин |
Возвращаемся к целям урока и выполняем задание Задание № 5. «Факт и мнение». Работа в парах Цель: применить полученные на уроке знания, отвечая на вопросы Пары в группах обменяются листами взаимоконтроля, проверяют работы по слайду на интерактивной доске (размещен правильный вариант) и оценивают работу друг друга Критерии: - подбирают характерные черты для стада и рода; - резюмируют представления о жизни и быте первобытных людей. Дескритпоры:
Вопросы: 1. Предположи, что изменилось бы, если у древних людей были бы не каменные орудия труда? 2. Предложи ключевые слова, которые следует использовать при описании родовой общины 3. Сопоставь факты и отбери те, которые показывают преимущества родовой общины в жизни первобытного человека. 4.С чем связано высокое положение женщины в первобытном обществе? 5. Выдвини гипотезу по поводу того, что дети в родовой общине находились под ее опекой Взаимоценивание (по листу взаимооценивания) Рефлексия V – ответил по просьбе учителя, ответ не правильный W – ответит по просьбе учителя, ответ правильный I – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный + - ответил по своей инициативе, ответ правильный 0 – не ответил. В конце урока можно обсудить результаты наблюдений. Что можно сделать Домашнее задание: С – собрать информацию по вопросу «Для чего древние люди использовали огонь?» В – подобрать иллюстрации учебника, которые помогут составить рассказ о занятиях древнего человека. А –оформить альбом «Охотники и собиратели Восточного Казахстана». |
ИКТ Лист взаимооценивания
Самооценивание по методу «ОСА» (оценка собственной активности на уроке) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – как вы планируете оказывать поддержку? Какие условия Вы создаете для наиболее способных учащихся? |
Оценивание – как вы планируете оценивать обучение обучающихся? |
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист оценки по четким критериям Формативное оценивание «Личная беседа», «Три хлопка», «Круг. Треугольник. Квадрат», стратегия «Карусель» Отработка заданий группы по карточкам Работа с видеоматериалом Оценивание индивидуальной, парной и групповой работы Оценивание проводится на каждом этапе работы Взаимооценивание: стратегия «Думай-объединяйся-делись», «Метод Пазл», Оценивание активных методов обучения Самоценивание ; «кубик Блума», «ОСА» |
Использование здоровье сберегающих технологий Физминутка «Помогатор» Правила работы в группах, парах |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||