В Послании Елбасы Назарбаева Н. А. отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности, является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для обучения.
Формативное оценивание – это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок.
Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по-разному, что и приводит к неодинаковым успехам. По-разному же переживается и оценивается детьми сам процесс познания. Закономерно, что у учеников, которым трудно дается учеба, падает интерес к учению, возникает нежелание учиться. Индивидуальный подход к преподаванию, основанный на личностно-центрированном принципе и новые методы оценивания учащихся помогут решить эту проблему.
Формативное оценивание дает возможность отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает корректировать учебный процесс, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Формативное оценивание отличается от существующих методов оценки прежде всего тем, что оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное владение материалов учащимися и помогает учителю организовать учебный процесс.
Часто этот вид оценивания называется "оцениванием для улучшения преподавания и познания учеником мира", "формативным" или формирующим оцениванием, так как оно помогает формировать и развивать личность учащихся. Эта система позволяет отслеживать уровень достижений учащихся на индивидуальном уровне, что значительно способствует повышению качества образования.
Формативное оценивание направлено на выработку ответственности у ученика за свое познание. Формативное оценивание больше, чем другие методы оценивания, способствует углублению понимания учеником материала, а также побуждает его задуматься, как этот материал анализировать и применять в жизни.
Особенность использования техник формативного оценивания заключается в том, что это оценивание, которое используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формативное оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.
Компонентами формативного оценивания являются:
- Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.
- Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
- Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
- Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
- Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.
Формативное оценивание предполагает использование тщательно разработанных критериев для организации работы обучающихся. Это послужило хорошим руководством для учеников в процессе выполнения заданий. Они учатся более объективно оценивать качество своей работы, ведь умение оценивать необходимо им в будущем.
Важнейшей целью образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности используются методы оценивания, как «самооценивание и взаимооценивание», которые дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и продумать способы их улучшения.
Система формативного оценивания показывает направление учащимся, куда они должны приложить усилия, чтобы достичь лучших результатов, обнаруживает и показывает слабые стороны в обучении. Кроме того, формативное оценивание является руководством действия для учителя, инструментом, позволяющим умело совершенствовать свою педагогическую практику
При применении формативного оценивания, как системы, работа учителя становится более эффективной и результативной.
Современный мир – мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать нынешние школьники, и какие технологии они будут использовать через 10 лет. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку.