Наши контакты:
+7(777) 970-85-15
» » Мотивация учебной деятельности как основное условие повышения познавательной активности школьников

Мотивация учебной деятельности как основное условие повышения познавательной активности школьников

19 март 2019
578
0

План-конспект коучинг-занятия

на тему ««Мотивация учебной деятельности

как основное условие повышения познавательной активности школьников»

учитель 2 уровня высшей категории Мальтиевой К.Б.29.10.2018 

Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться.

В.А.Сухомлинский    

Общие цели

рассмотреть методы и приёмы, способствующие развитию устойчивой положительной мотивации учебной деятельности учащихся; определить пути и средства формирования и повышения учебной мотивации учащихся; познакомить с видами  мотивов; изучить влияние  мотивации на успеваемость обучающихся.

Результат обучения

учителя знают определение мотива, мотивации; отличают внешнюю мотивацию от внутренней; назовут факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников; узнают, каким образом они формируются и как могут повлиять на успешность учебного процесса; понимают, что необходимо уделять особое внимание  мотивации учебной деятельности как основному условию повышения познавательной активности школьников; готовы творчески планировать ход урока с развития мотивации  учащихся к учебной деятельности и повышению эффективности учебного процесса.

Ключевые идеи

создание ситуации успеха в плане мотивации учебной деятельности школьников будет способствовать развитию профессиональной компетентности учителя и саморазвитию, самореализации обучающихся.

Источники

Интернет-ресурсы, раздаточный материал, кинометафора «Любимые фразы учителей», презентация, цветные стикеры, листы А3, маркеры, результаты анкетирования учителей, профессиональный рюкзачок

«Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения», авт.А.К.Мынбаева, З.М.Садвакасова.

1. «Руководство для учителя 2 уровня» 2012,издание третье.

2. Программа курсов (2012) Второй (средний) уровень. Издание  третье.

3.Бизяева А. А. (2004)Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков.

4. Дью Д.(1997) Психология и педагогика мышления. Перевод с англ.  Н. А. Никольской.

5. Шакиров Р. Х. Буркитова А. А.(2012)  Оценивание учебных достижений учащихся.  Методическое руководство: Бишкек.

Материалы и оборудование

канцелярские принадлежности, презентации «Мотивация»., видео для разминки, плакат «Океан настроения» или шкала успеха.

Ход занятия

Этапы проведения занятия

Время – 40 минут

Действия преподавателя и действия участников

Организационный

1. Приветствие

2. Создание коллаборативной среды; атмосферы настроя и эмоционального состояния

3. Деление на группы

1 мин 

2 мин

2 мин 

1. Приветствие коуча.

2. Позитивный настрой. Звучит красивая инструментальная музыка. Коуч предлагает участникам поздороваться друг с другом способами, принятыми в различных странах мира. Коуч называет страну и форму приветствия, участники выполняют.

  • В Казахстане принято пожимать друг другу руки;
  • В Италии – горячо обниматься;
  • В Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
  • В Зимбабве – трутся спинами;
  • В Македонии – здороваются локтями;
  • В Никарагуа – приветствую друг друга плечами;
  • У австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть друг друга бедром;
  • А мы с вами подарим друг другу улыбку и пожелание.

3. Формирование групп: каждому участнику раздаются картинки с изображением героев мультфильмов, по которым формируются 3 группы: зайцы, медведи и лисы 

Просмотр видеоролика «Американский футбол» - выход на тему коучинга

Вызов

10 мин

Формулируют тему коучинга через разбор ситуации.

1. Разбор ситуации.

Под окнами дома пожилого человека повадились играть дети. Каждый вечер они собирались на лужайке перед его домом, бегали, шумели, чем сильно ему мешали. Никакие просьбы и уговоры играть подальше от его дома не помогали. Он долго мучился вопросом: что же с ними делать и придумал - он вышел к детям и сказал:

-Вы очень здорово сегодня бегали, резвились и кричали. За это каждый из вас получит сегодня по 1 доллару.

Можете себе представить реакцию детей?! Мало того, что они получали удовольствие от игры, они получили еще и деньги. Дети были очень довольны.

На следующий день хозяин дома вышел к играющим детям и сказал:

- Знаете, дети, сегодня мои обстоятельства изменились, и я могу вам дать лишь по 50 центов.

Дети взяли деньги, но играли и кричали уже с меньшим энтузиазмом. На следующий день этот мудрый человек раздал детям по 20 центов и сказал:

- Приходите еще и завтра, я вам дам по

5 центов. На это дети ответили: "Вот еще! Будем мы тут бегать и кричать за какие-то

5 центов!".

Таким замысловатым образом этот пожилой человек избавился от шума и крика под своими окнами.

- О чем же эта история?

Осмысление

15 мин

  1. Задания для групп:

Обсуждаются вопросы: «отчего зависит обучение?», «Как заставить ученика учиться?», делается вывод о важности мотивации в обучении

1 группе составить причины спада школьной мотивации,

2 группе назвать способы стимулирования познавательной деятельности.

  1. Заслушивает выступления.

вопросы  «Формирование учебной мотивации?»

(1 группа),

«Как родители влияют на мотивацию учеников?»

(2 группа),

«Мотивации, зависящие от учителя»

(3 группа).

Предложить 4-5 идей, записать на стикерах

  1. Создать постер:

1 группа – Признаки положительной мотивации на учебу

2 группа – Признаки отрицательной мотивации на учебу

1 группа – Для чего нужна мотивация уч-ся

2 группа – Что дает мотивация: учителю – ученику

       4. «Мотивированный и немотивированный учащийся» (заполнение таблицы в группе).

-Какого ученика вы назвали бы мотивированным  (немотивированным)?

Группы называют по очереди качества, не повторяясь.

Жеребьевка, кто будет фиксировать высказывания.

-Мы видим следующую картину (обращается внимание на фиксированные высказывания). Предлагаю вам просмотреть видеофрагмент (м.ф «Маша и медведь») и  ответить на вопрос: Почему Маша так хотела учиться?

-А теперь обратная картина просмотрите видеофрагмент (х.ф «Приключение Буратино») и ответить на вопрос: Почему не хотел учиться Буратино?  

       3.     Заслушивает выступления

3. Демонстрирует фрагмент урока по созданию ситуации успеха.

4. Беседа:

- Какие возможности есть у Вас для повышения мотивации учащихся?

- Какие ресурсы у Вас уже есть?

- Какие ещё ресурсы могут Вам понадобиться?

Как избежать снижения мотивации? Предлагаю продумать и разработать памятки- рекомендации. Ресурс «Факторы, влияющие на обучение учащихся» (таблица).

Составьте памятку- 

  • рекомендации ученику по развитию своей мотивации.
  • рекомендации родителям  «Как повысить мотивацию ваших детей». 
  • рекомендации учителю  «Как повысить мотивацию учащихся на уроке».
  • рекомендации классному  руководителю «Как повысить мотивацию учащихся».

Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?

(создают памятки, метод Карусель, передают свои памятки другим группам для дополнений)

Содержание рекомендаций  изменилось? Согласны ли вы с  этими изменениями?

Как вы думаете, помогут ли данные рекомендации в развитии мотивационной сферы учащихся.

Говоря о важности мотивации в учебном процессе и значимости ее применения в по повышении эффективности обучения- необходимо учитывать следующие особенности построения учебного процесса:

1. Психологический климат класс. Создание комфортной атмосферы способствует совместной деятельности и обеспечивает повышение уровня мотивации учащихся, эффективность обучения.

2. Учитывать особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с др. учениками и т. д.)

3. Использование активных методов обучения должно стать одним из наиболее перспективных путей совершенствования учебного процесса. Данные методы приводят к появлению интенсивного и устойчивого интереса, эмоциональной включенности и формированию положительной мотивации.

Работа в группах

5 мин

Предлагает к просмотру кинометафору «Любимые фразы учителей».

- Чтобы снискать у своих учеников авторитет и уважение, нужно хорошо понимать своих ребят, видеть в них не только будущих мастеров, которым передаешь свой опыт, а прежде всего в каждом - Человека, Личность. Если удастся завоевать уважение, авторитет у своих воспитанников, это большое счастье для педагога.

Защита и оценивание работы

3 мин

Участники защищают постеры. Оценивание работы проводится с помощью обратной связи (устно или на стикерах)

Оценивание

2 мин

Два участника от группы зачитывают выполненное творческое задание.

Выступление оценивается сигнальными карточками или стикерами

Итоговая рефлексия

5 мин

После проведения коучинга участникам предлагается поделиться впечатлением и наклеить кораблики на плакат «Океан настроения» или стикерами на «Шкалу успеха» 

Ведущий делит участников на "первый-второй". Первые номера образуют внутренний круг, вторые номера- внешний круг, стоя лицом друг к другу. Ведущий даёт команды участникам, которые необходимо выполнить молча руками в образовавшихся парах: поздороваться, побороться руками, помириться руками, выразить поддержку, пожалеть руками, выразить радость, пожелать удачу, попрощаться. ПО команде ведущего участники внешнего круга переходят по часовой стрелке к другим участникам внутреннего круга.


Что снижает мотивацию ребенка?

  • Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
  • Влияние плохого психологического климата в школе
  • Родительский страх мешает детям стать самостоятельными
  • Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
  • Завышенные требования не дают детям полноценно учиться
  • Кто считает себя глупым, таким и будет
  • Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
  • Переизбыток медийной информации вредит ребенку

Поделиться в социальных сетях



Материал разместил
  • 0
dorogaya_61
Добавил статей 9
Дисциплина: учитель:Географии и Биологии
Отзывов (0)
Добавить свой отзыв
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Топ портфолио преподавателей
Войти через: