В данной работе рассматривается социально-педагогическая работа социального педагога с подростками по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения.Ключевые слова: социальная норма, «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением»
Сегодня трудно представить современную школу без социального педагога. Деятельность социального педагога в школе многогранна. Одно из основных направлений – работа социального педагога с детьми, имеющими отклонения в поведении от социальной нормы.
Отклонениями в поведении детей являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей с отклонениями используют различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением».
Изучая личности «трудных» детей мы определили типичные отклонения в поведении школьников и причины этих отклонений. К типичным отклонениям в поведении школьника относятся лень, агрессивность, недисциплинированность, упрямство. Наиболее частыми причинами отклонений в поведении детей школьного возраста являются:
-неблагополучие в семье
-отсутствие единства в требованиях взрослых членов семьи
-бездумное удовлетворение всех желаний, прихотей и капризов ребенка
- применение физических мер наказания
- психологическая изоляция в классном коллективе
-отрицательное влияние микросреды
У школьников отклонения в поведении чаще всего проявляются в форме проступков, конфликтов с одноклассниками, с учителями, с родителями. Часто такое поведение определяется случайными обстоятельствами, так как ребенок еще не имеет устоявшихся взглядов, а существующие нормы и моральные правила еще не стали его собственными. В таких случаях социальный педагог проводит профилактическую или коррекционную работу, целью которой является преодоление или ослабление отрицательных качеств и формирование поведения с положительной направленностью.
Для того чтобы этадеятельность была эффективной социальному педагогу необходимо определить основные этапы работы.
Этапы социально-педагогической работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения.
1. Подготовительный
Диагностика
Формулирование проблемы
Прогнозирование
Определение целей и задач
Выбор социально-педагогической технологии
Планирование социально-педагогической деятельности
2. Этап реализации
Апробация технологии
Корректировка технологии
Промежуточный мониторинг.
3. Итоговый или закрепляющий
Определить достигнутый результат можно чаще всего через оценку изменений, произошедших в поведении. И здесь хочется предупредить: не каждый результат работы социального педагога будет положительный, но не надо отчаиваться, досконально проанализируйте свою работу и начинайте сначала.
И в заключение несколько советов социальным педагогам только начинающим свою профессиональную деятельность:
- овладевайте искусством общения с детьми
- не занимайтесь воспитанием в плохом настроении
- учитесь смотреть на вещи глазами ребенка
- будьте хорошим слушателем
- не опекайте, а воспитывайте
- проявляйте терпимость
- не подсказывайте готовое решение, а покажите путь к нему
Список литературы
1. Змановская Е.В. Девиантология:Психология отклоняющегося поведения: Учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений.-2-е из.-М:Академия, 2004.-288с.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник.-М.:Гардарики, 2003.-269.