Прослушав курс повышения квалификации по теме: «Научно-методические основы преподавания предмета «Самопознание», отчетливо понимаешь необходимость и своевременность введения данного предмета в систему образования Республики Казахстан.
Во всех разделах курса большое внимание уделено развитию нравственности и духовности человека, воспитанию целостной личности. Эта проблема волнует общество всегда и во все времена. От уровня и качества образования и воспитания зависит как будущее конкретного человека, так и целого поколения людей. От того, что положено в основу формирования этих процессов, зависит успешность не только конкретной личности, но и благосостояние и нравственность всей страны. Общечеловеческие ценности, как основа духовно-нравственного воспитания и образования позволяют сделать современное образование несущими истинное просвещение. Именно эта мысль красной нитью проходит во всех разделах курса.
Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является С.А. Назарбаева.
Особенно заинтересовал меня раздел «Новые подходы к концепции современного образовательного пространства и «Интеграция предмета «Самопознание в другие дисциплины». Прослушав его, начинаешь ясно сознавать, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от урока к уроку, от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственное воспитание может брать свои силы в каждом явлении мира. Значит, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков.
Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия; оно складывается постепенно, и во многом зависит от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит.
Говоря о взаимодействии и связи с родителями, нельзя не согласиться, что работа по формированию у школьников нравственных позиций невозможна без их поддержки. Только в результате тесного сотрудничества учителя с родителями, путем развития социального партнерства школы и семьи возможно создание позитивных предпосылок для нравственно- духовного становления личности ребенка в современном обществе.
В семье с правильно поставленным воспитанием детей, родители больше заботятся не о том, кем станут их дети по профессии, а о том, чтобы из них выросли хорошие люди.
Процесс духовно-нравственного образования предусматривает выделение внутренних характеристик личности. Выделение общечеловеческих ценностей в процесс обучения, особенно актуальны на современном этапе. Эмоционально-ценностное отношение к миру в процессе образования предполагает воздействие на эмоциональную сферу учащихся, формирование мотивации, системы ценностей личности. Эти вопросы полностью раскрываются в разделе курса «Аксиологические аспекты преподавания «Самопознания» .
Весь материал, представленный нам в разделе курса интересен и актуален, соответствует всем требованиям, предъявляемым к современному образованию.
Интересная подача материала и разнообразие приемов и методов при прохождении и закреплении полученной информации, помогли мне систематизировать уже имеющиеся у меня знания и закрепить материалы, полученные на занятиях. Навыки, полученные мною при прохождении курсов, пригодятся мне в дальнейшей профессиональной деятельности.