Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Активные методы обучения на уроках английского языка

Активные методы обучения на уроках английского языка

ya_socials
Опубликовано:
Автор: zhanna85012 678

В данной работе рассмотрены активные методы обучения. Показано, что активные методы обучения на уроках английского языка, и не только, способствуют развитию мыслительных способностей у учащихся. На основе приведенных примеров АМО, предлагаю использовать следующие активные методы: «мозговой штурм», ролевая игра, дебаты, анализ конкретных ситуаций, проблемные ситуации, которые побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом.

АМО повышают интерес и мотивацию к изучению английского язык, развивают их творческую самостоятельность, способствуют развитию мыслительных способностей, умению излагать свою мысль на изучаемом языке. 

Основные тезисы: Актуальность применения активных методов обучения на уроках английского языка. АМО повышают интерес и мотивацию к изучению английского язык, развивают их творческую самостоятельность, способствуют развитию мыслительных способностей, умению излагать свою мысль на изучаемом языке. 

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы.

Актуальность

Ученик- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь! Каждый урок требует от учителя глубокой, тщательной подготовки. Это истина! Каждому человеку необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, в деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет «У меня в руках зеркало, а зеркало – это всегда отражение. Оно отражает нас, наши эмоции, страхи, и настроение. А еще им можно играть в солнечных зайчиков. И они тоже будут разные в зависимости от нашего настроения».

 Я предлагаю каждому из вас выбрать по одному кружочку - солнечному зайчику в соответствии с его сегодняшним настроением. Белый – спокойное (quiet), желтый – радостное (I’m merry), синий - если грустно или не комфортно (I’m sad).

На зайчиках напишите, что вы ждете от сегодняшней встречи.  Высказывания лучше формулировать на английском языке, если у ребенка возникают трудности, то можно попросить помощи у одноклассников, учителя. Так я начинаю свой урок, используя методику, которая носит название «Солнечный зайчик». Во-первых, мне бы хотелось, чтобы у всех нас перед началом учебного дня было солнечное настроение, ни и конечно же, получить позитивный настрой на изучение английского языка. Очень важно, чтобы дети непосредственно участвовали в реальной деятельности, сами искали решения, делали выводы. Только так можно запомнить и усвоить учебный материал. А этому способствуют активные методы обучения (АМО). В настоящее время нет единой классификации активных форм обучения. Я остановила свое внимание на следующей классификации.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные.

Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д.

Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые при6емы и процедуры, тренинги в активном режиме.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно- конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы.

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

Разнообразие активных методов обучения позволяют сделать увлекательным любой этап урока. В рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приемы:

 - работа в малых группах, в парах,

 - метод карусели

 - аквариум; - мозговой штурм /мозговая атака / «брейнсторминг

 -«дерево решений»;

 - прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;

 -конференции / дискуссии;

 - ролевые / деловые игры;

 - дебаты.

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия, учащихся на уроке иностранного языка.

Так метод «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.

Хорошо использовать этот метод в начале урока. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:

1. Начинать урок с мозгового штурма в качестве речевой зарядки – Warming Up

разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with …? What do you

associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …?

2. Предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме.

На этапе представления нового материала использую метод «Инфо-угадайка». Он способствует структурированию материала, оживлению внимания обучающихся. Это можно наблюдать на конкретном примере изучения темы «Present Perfect» в 6 классе.

Урок начинается с целеполагания, учитель называет тему урока – Present Perfect

(написано в центре сектора)

Теперь вы знаете, что это за время? Когда оно употребляется? В чем его особенности? – Нет, а что вам для этого нужно? Конечно, информация об этом времени. А какой конкретно информации вам не хватает? (как образуется, когда употребляется, слова-спутники). Затем раскрывается тема, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации, в процессе белые пятна по данной теме постепенно заполняются.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за объяснением учителя и видеть реальную в данный момент рассказа часть темы. Отчетливое разделение общей информации способствует лучшему восприятию, стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

На последующих уроках по грамматическим темам, контроль усвоения можно провести с использованием метода «Автобусная остановка». Данный метод научит обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Например, таким образом можно организовать обобщение по темам, пройденным в начальной школе – времена группы Simple. 

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме (например, образование и употребление Present Simple/Past simple/Future Simple, слова- спутники Present Simple/Past simple/Future Simple, вопросительные предложения в Present Simple/Past Simple/Future Simple, отрицательные предложения в Present Simple/Past

Simple/Future Simple). Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты данной темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты, обязательно приводятся примеры по данной теме. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Такая работа в команде, совместная деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, отвечающие современным потребностям общества. 

Подведение итогов - это фаза рефлексии. Один из важных вопросов, который должен задать учитель, заканчивая урок: «Как вы оцениваете сегодняшний урок?» Ответы должны быть очень краткими. А зачем нужно подводить итоги?  

Подведение итогов, обобщение результатов, выяснение впечатлений от обучения помогают ученикам оценить реализованные и приобретенные знания, умения и качества, выявить успехи и неудачи, наметить перспективы. Тем самым, возрастает уверенность в себе и в том, что в своей дальнейшей деятельности они смогут применить полученные знания и умения на практике.

И очень важно понимать, что первое и последнее впечатления – самые сильные на уроке. Поэтому подведение итогов должно быть четко продумано и спланировано, но при этом оно должно оставаться интересным, творческим и веселым для обучающихся. В конце урока предлагаю ребятам написать телеграмму, в которой кратко оценить урок и написать пожелание на новый урок. Сильные ребята пишут на английском языке, а тем, кому это пока сложно сделать, разрешается писать на русском. Постепенно все смогут научиться выражать своё мнение на английском языке.

Несмотря на интенсивную работу на всем протяжении урока необходимо

предусмотреть время и для эмоциональной разрядки.

Эмоциональная разрядка – может быть интеллектуальной, но более эффективно задействовать двигательную активность, что более полно будет способствовать принципу здоровье сбережения, что особенно важно в начальном и среднем звене.

Параллельно с обучением и воспитанием, применение активных методов обучения в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и

разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Обучение перестает быть чем -то навязанным извне, становится составной частью подготовки как дома, так и в школе, когда у учеников появляется возможность проявить себя в разных формах, в том числе игровых.  Итак, активные методы обучения английскому языку способствуют: формированию положительной учебной мотивации; повышению познавательной активности учащихся; активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс; стимулированию самостоятельной деятельности; развитию познавательных процессов - речи, памяти, мышления; эффективному усвоению большого объема учебной информации; развитию творческих способностей и нестандартности мышления.

Примеры применения АМО на уроках для активизации мыслительных способностей.

«Жизнь прекрасна». Учащимся предлагается на маленьких кусочках бумаги написать вдохновляющий лозунг на сегодняшний день. Например: «Smile, because you are the best!"/Улыбнисьведь ты лучший! «Follow you dream and never give up!"/Следуй своей мечте и никогда не сдавайся. «Do something nice today to change tomorrow for OK!"/Сделай хорошее сегодня чтобы изменить к лучшему завтра!... Далее по команде учителя «Life is wonderful» Жизнь прекрасна», записки передаются в порядке очереди соседу по часовой стрелке. Когда учитель дает команду Stop! у каждого ученика в руках оказывается случайное послание кого-то из класса. Учащиеся читают записки, задумываются о смысле жизни, о своём внутреннем состоянии, получают положительный настрой не только на занятие, но и на весь день. Автора самого вдохновляющего лозунга можно поощрить, сделав его послание лозунгом урока.

«Цель - успех». Учитель напоминает ученикам о том, что главная цель изучения иностранного языка - это понимать речь и быть понятым другим человеком, т.е. Развитие коммуникативной компетенции. Учащимся предлагается сделать записи на листочках продолжив фразу "To succeed in studying/Чтобы преуспеть в учёбе

  • I need to know..../мне нужно знать...
  • I want to learn...../Я хочу научиться...
  • I want to practice..../Я хочу применить на практике....
  • I want to use.../Я хочу использовать....
  • I must improve..../ Я должен улучшить...
  • I want to achieve.../ Я хочу достичь...

Далее учитель предлагает ученикам поделиться своими планами с соседом по парте, обменяться идеями, обсудить пути для достижения целей, а значит найти путь к успеху.

«Снежки»

Ученикам предлагается подвести черту на листочке с планом их личных достижений (см. АМО «Цель-успех»). Ниже этой черты ученики должно перечислить все свои опасения, всё то, что может помешать им в достижении успеха. После завершения данного мероприятия ученики отрывают по черте свои опасения, скатывают их в шарик. Учитель сообщает учащимся о том, что этот шарик вовсе не из куска бумаги, а их снега. Ставит на стол мусорную корзину и просит учеников бросить их «снежок» в корзину. Учащиеся весело и с удовольствием выполняю просьбу учителя. Учитель сообщает учащимся о том, что в классе тепло и скоро все снежки в корзинке растают, а вместе с ними бесследно растают и развеются их страхи и опасения и ничто на их пути не помешает прийти к Успеху. Далее учитель включает тихую, расслабляющую музыку, учащиеся отдыхают в свободной позе с закрытыми глазами, они представляют и ощущают себя так как будто бы уже стоят на пороге своей мечты. Учитель тихо освобождает корзину от «снежков». Когда музыка затихает и ученики открывают глаза, то учитель показывает им пустую корзину со словами: «Нет страхов, нет опасений, есть только Вы, Ваша цель и Ваш путь.»

II фаза

Этап

Закрепление изученного (домашнее задание)

Инпут

Проработка содержания темы

Назначение

Контроль и коррекция ЗУН

Сообщение нового материала

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

Примеры АМО

«Пазлы» Учитель просит учеников разбиться по желанию на несколько команд. На каждую команду даются кусочки бумаги с написанными на них словосочетаниями (можно использовать лексику по изученной теме). Задание - подобрать англо-русский эквиваленты за строго ограниченный период времени. Когда пары словосочетаний найдены, ученикам предлагается придумать небольшую историю с использованием данных словосочетаний.

«Детективы» Ученики разбиваются на три команды. На каждую команду учитель выдает по три небольших текста, напечатанных на трёх отдельных листах бумаги разного цвета одинакового для всех команд. Для примера возьмём тему «Три способа выражения будущего времени» Учитель сообщает учащимся задания: 1. догадаться о смысле каждого текста (предсказания, точно запланированные действия, планы), 2. отследить и выявить правила грамматики заложенные в текстах (Future simple, Present Continuous for arranged plans, to be going to). Далее, каждая группа выступает у доски и презентует то, что им удалось выявить в ходе работы над текстом. Участники групп имеют право добавлять свою информацию, поправлять друг друга тем самым добираясь до сути темы. Учитель по мере необходимости вносит свои замечания и коррективы. Приём, заложенный в описанном АМО Teach through task/Учимся через задание.

«Фантазёры». Далее группам предлагается тянуть жребий из заданий:

  • Презентация Future simple
  • Презентация Present Continuous for arranged plans
  • Презентация «to be going to"

Ученики без предварительно подготовки, на ходу разыгрывают мини-сценки согласно своему заданию по теме урока. Та группа, работа которой будет наиболее яркой становится победителем. Данное мероприятие проходит очень весело. Материал запоминается, отрабатывается и усваивается всеми участниками учебного процесса.

III фаза

Этап

Эмоциональная разрядка

(разминка)

Рефлексия

Назначение

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.

В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и

эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников.

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты