Развитие речи дошкольников через моделирование и игровую технологию» КГКП "Детский сад-ясли "Сәби Әлемі" аппарата акима поселка Усть-Таловка Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области Толстолутская Елена Анатольевна «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. …С русским языком можно творить чудеса!» К.Г. Паустовский Дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования РК, создающий условия для формирования и развития личности ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Главной целью образования является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!». К.Д.Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, это способствовало выделению развития в специальный раздел педагогики. Его прогрессивные взгляды были воплощены в практике дошкольного воспитания, они актуальны и в наши дни. Я занимаюсь проблемой развития речи на протяжении нескольких лет, работаю над темой: «Развитие речи дошкольников через игровую технологию и моделирование». Чтобы помочь детям в освоении родного языка мною была разработана «Модель работы». При определении целей воспитания по развитию речи у детей дошкольного возраста ориентировалась на программу «Воспитание и обучение детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой». Использовала методическую литературу «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Сохиной, «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под редакцией Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичевой. Моей главной задачей является не только обучение детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и формирование устойчивого интереса к занятиям по развитию речи. Исходя из этого была поставлена цель развития речи: последовательно, грамматически правильно и образно излагать свои мысли, литературный текст. Самостоятельно описывать, придумывать предшествующие и последующие события, указывать их время и действия. Основные задачи развития речи заключаются в следующем: - воспитывать звуковую культуру речи; - развивать и накапливать словарный запас детей; - формировать грамматический строй речи, её связность при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства. С целью активации, самостоятельной деятельности детей, желания закрепить полученные знания на учебных занятиях, и развитие творческих способностей детей. Создала соответствующую предметно – развивающую среду, направленную на развитие речи ребенка: центр речевого развития, картины, иллюстрации по темам, библиотека художественных произведений, театрализованный уголок. Оформила речевое «Чудо – дерево», которое использую для мотивации деятельности детей, «Копилку слов» (в картинках), систематизировала дидактические игры по речевому развитию. Главную цель ставила перед собой – сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка. Для её достижения определила следующие задачи: 1. Создание условий для развития речи детей. 2. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами развития речи. 3. Повышение уровня развития речи у детей. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятные условия для развития речи. Неисчислимы те знания и умения, которые ребёнок приобретает в игре. Поэтому я выбрала проблемной темой игровую технологию и моделирование. Благодаря тому, что игры и модели являются активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Для удобства в работе с детьми я собрала « Сборник игр по развитию речи для детей от 3 до 5 лет» и использую его в работе. Например: игра « Узнай по запаху» Материал: объекты материального мира с ярко выраженным запахом (предметы парфюмерии, пряности, овощи, фрукты и т.д.), шарфик или платок из непрозрачной ткани. Ход игры: ребёнку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, какой объект ему дали в руки. Затем описать характер своих обонятельных ощущений и положить этот объект на один из подносов по признаку "съедобное" или "несъедобное". А также использую « Малые фольклорные формы для развития речи». Дети учатся по признакам, с помощью знаков, определять объекты. Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано. Форма – овальная, Величина – большая, Цвет – рыжий, Мех – пушистый, Живет - в норке. Мною был подготовлен материал по развитию речи для выступлений на методических мероприятиях мини-центров: районной конференции, семинарах – практикумах. На практическом материале схемах, моделях, я старалась показать насколько важно использовать в работе с детьми разнообразные дидактические развивающие игры по развитию речи с целью развития у детей мыслительных операций, логического мышления, уточнения знаний детей об окружающем. В работе с родителями своих воспитанников по проблеме развития речи, использую активные формы: Дни открытых дверей, папки – ширмы, круглый стол. Постоянно оказываю консультативную помощь родителям по проблеме, разработала перспективный план работы с родителями, подобрала тематику общих и индивидуальных консультаций. Результатом стало анкетирование родителей на тему: «Учим детей правильно, говорить». Выявлен уровень осведомленности о развитии речи детей и составил 85%. Работа с родителями помогает систематически и целенаправленно осуществлять развитие речи детей. Таким образом, изучая проблему развития речи, я пришла к выводу, что нельзя останавливаться на достигнутом, а наоборот, нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедрять новые технологии. Данная работа оказала эффективность речевого развития у детей мини-центра средствами обучения рассказыванию с помощью моделирования: 1. Использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы. 2. Система работы даёт возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность. 3. Использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения. Благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть хорошего качества знаний: с 30% в начале года выросли до 85%. Рекомендации .Активно используйте предметную обогащённость среды (пространственно – временная модель к произведению, Схемы-описания, условные заместители, разные виды театров); .давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения ( пантомимические этюды по содержанию текста, игры-драматизации); применяйте многовариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки); используйте моделирование как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство.
Развитие речи через моделирование и игровую деятельность
Полная версия материала