Пояснительная записка.
Программа, с одной стороны, поддерживает изучение основного курса математики, направлена на систематизацию знаний, в том числе и методов решения задач, реализацию внутрипредметных связей, с другой – служит для дифференциации и построения индивидуального образовательного пути, для раскрытия основных закономерностей построения математической теории.
Данная программа своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложения, которым захочется глубже и основательнее познакомиться с ее методами и идеями; развить математические способности; повысить уровень обученности учащихся; подготовить учащихся к сдаче итогового экзамена и вступительных экзаменов в вузы. Программа рассчитана на учащихся разного уровня подготовки.
Цель: развитие логического мышления учащихся, распознавание и раскрытие их способностей в системе ЕМН.
Задачи:
- Расширить знания учащихся о методах решения алгебраических уравнений, неравенств и систем;
- Познакомить с различными методами решения иррациональных алгебраических задач и алгебраических задач с параметрами;
- Расширить знания перечисленной комбинаторики;
- Научить интерпретировать задачи на координатной плоскости, проводить графический анализ уравнений;
- Сформировать навыки сотрудничества в процессе групповой работы.
Актуальность программы:
Переход к ЕМН на старшей ступени образования требует углубленной математической подготовки от учащихся. Данная программа систематизирует и углубляет базовые зания учащихся, позволяет оптимально развить творческие способности и интерес в области математики, и заинтересовать этой наукой учащихся, как ихбудущей профессией.
Новизна: Вводятся следующие теоретические и практические разделы: логика алгебраических задач, многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения, рациональные алгебраические уравнения и неравенства, рациональные алгебраические системы.
Технологии и методики:
- Лекция
- Выступления
- Индивидуальная и групповая деятельность
Ожидаемый результат:
При реализации данной программы результативность будет определяться количеством и качеством самостоятельно решенных математических задач уровня возможностей (то есть задач так называемой «конкурсной математики», требующих специальных эффективных приемов решения).
В работе с учащимися на занятиях применяются: блочно-модульный подход в преподавании математики; принцип дифференциации и индивидуализации; разноуровневыйдидактический материал.
На изучение целесообразно отвести 34 аудиторных часа, распределив нагрузку по темам следующим образом:
Учебно - тематический план
№ |
Тема |
Содержание |
Дата |
|
Теоретическая часть |
Практическая часть |
|||
Логика алгебраических задач |
8 часов |
|||
1 |
Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными |
Лекция |
Индивидуальная работа |
|
2 |
Множество решений задачи. Следование и равносильность задач. |
Лекция |
Индивидуальная работа |
|
3 |
Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств |
Методы решения уравнений и неравенств |
Групповая работа |
|
4 |
Сложные алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений. |
Методы решения сложных задач |
Индивидуальная работа |
|
5 |
Системы и совокупности задач |
Методы решения систем |
Групповая работа |
|
6 |
Алгебраические задачи с параметрами. |
Методы решения задач |
Работа в парах сменного состава |
|
7 |
Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность |
Методы решения задач |
Групповая работа |
|
8 |
Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости |
Лекция |
Работа в парах |
|
Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения (12 ч) |
||||
9 |
Представление о целых рациональных алгебраических выражениях. Многочлены над полями R, Q и над кольцом Z. Cтепень многочлена. Кольца многочленов. |
Лекция |
Индивидуальная работа |
|
10 |
Делимость и деление с остатком. Алгоритмы деления с остатком |
Лекция |
Индивидуальная работа |
|
11 |
Теорема Безу. Корни многочленов. Следствие из теоремы Безу. Кратные корни |
Лекция |
Индивидуальная работа |
|
12 |
Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета |
Лекция |
Индивидуальная работа |
|
13 |
Элементы перечислительной комбинаторики. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля. |
Лекция |
Индивидуальная работа |
|
14 |
Квадратный трехчлен: линейная замена, график, корни, разложение, теорема Виета |
Методы разложения квадратного трехчлена |
Групповая работа |
|
15 |
Квадратные неравенства: метод интервалов и схема знаков квадратного трехчлена |
Методы решения квадратных неравенств |
Групповая работа |
|
16 |
Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени |
Методы разложения кубических многочленов |
Групповая работа |
|
17 |
Угадывание корней и разложение. Схема разложения Феррари |
Метод Феррари |
Работа в парах |
|
18 |
Куб суммы и разности. Линейная замена и укороченное кубическое уравнение. Формула Кардано |
Лекция |
Индивидуальная работа |
|
19 |
Графический анализ кубического уравнения. Неприводимый случай. |
Методы решения кубического уравнения |
Групповая работа |
|
20 |
Полиномиальные уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и разложением. |
Методы решения уравнений высших степеней |
Групповая работа |
|
Рациональные алгебраические уравнения и неравенства (6 часов) |
||||
21 |
Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения |
Лекция |
Индивидуальная работа |
|
22 |
Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения |
Методы решения дробно-рациональных уравнений |
Групповая работа |
|
23 |
Метод замены при решении дробно-рациональных уравнений |
Методы решения дробно-рациональных уравнений |
Групповая работа |
|
24 |
Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупности систем |
Методы решения дробно-рациональных уравнений |
Групповая работа |
|
25 |
Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств |
Методы решения дробно-рациональных уравнений |
Групповая работа |
|
26 |
Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств |
Методы решения дробно-рациональных неравенств |
Групповая работа |
|
Рациональные алгебраические системы (8 часов) |
||||
27 |
Уравнения с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными. Однородные уравнения с двумя переменными |
Лекция |
Индивидуальная работа |
|
28 |
Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключений переменной. Равносильные линейные преобразования систем. |
Методы решения систем |
Групповая работа |
|
29 |
Однородные системы уравнений с двумя переменными. Замена переменных в системах уравнений. |
Методы решения систем |
Групповая работа |
|
30 |
Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга-Гаусса. Рекурентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены. |
Методы решения систем |
Групповая работа |
|
31 |
Система Виета и симметрические системы с двумя переменными |
Методы решения систем |
Групповая работа |
|
32 |
Метод разложения при решении систем уравнений |
Методы решения систем |
Групповая работа |
|
33 |
Метод оценок и итераций при решении систем уравнений |
Методы решения систем |
Групповая работа |
|
34 |
Итоговое занятие |
Содержание:
- Логика алгебраических задач. (8ч)
Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными
Множество решений задачи. Следование и равносильность задач.
Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств
Сложные алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений.
Системы и совокупности задач
Алгебраические задачи с параметрами.
Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность
Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости
- Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения (12ч)
Представление о целых рациональных алгебраических выражениях. Многочлены над полями R, Q и над кольцом Z. Cтепень многочлена. Кольца многочленов.
Делимость и деление с остатком. Алгоритмы деления с остатком
Теорема Безу. Корни многочленов. Следствие из теоремы Безу. Кратные корни
Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета
Элементы перечислительной комбинаторики. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля.
Квадратный трехчлен: линейная замена, график, корни, разложение, теорема Виета
Квадратные неравенства: метод интервалов и схема знаков квадратного трехчлена
Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени
Угадывание корней и разложение. Схема разложения Феррари
Куб суммы и разнрости. Линейная замена и укороченное кубическое уравнение. Формула Кардано
Графический анализ кубического уравнения. Неприводимый случай.
Полиномиальные уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и разложением.
- Рациональные алгебраические уравнения и неравенства (6ч)
Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения
Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения
Метод замены при решении дробно-рациональных уравнений
Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупности систем
Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств
Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств
- Рациональные алгебраические системы(8 ч)
Уравнения с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными. Однородные уравнения с двумя переменными
Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключений переменной. Равносильные линейные преобразования систем.
Однородные системы уравнений с двумя переменными. Замена переменных в системах уравнений.
Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга-Гаусса. Рекурентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены.
Система Виета и симметрические системы с двумя переменными
Метод разложения при решении систем уравнений
Метод оценок и итераций при решении систем уравнений
Литература.
- Завич Л.И, 3600 задач по алгебре и началам анализа для школьников поступающих в ВУЗы. М.,Просвещение, 2013
- Математика: Большой справочник для школьников поступающих в ВУЗы. М., Дрофа, 2012
- CD-ROM «Алгебра 10-11»
- CD-ROM «Математика абитуриенту»
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике 10, 11 класс. Москва «Просвещение» 2002г.