Мастер п/о : Евсиков Н.Н.Самостоятельная работа является важнейшим элементом обучения и воспитания студентов. Значимость выполнения самостоятельной работы очень велика. Она способствует интеллектуальному развитию, умению добывать и использовать информацию. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Эффективность самостоятельной работы зависит от её грамотной организации. Самостоятельная работа может проводиться как во время аудиторных занятий, так и при выполнении студентом домашних заданий.
Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.
Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера.
Необходимо при написании рефератов учитывать правильность оформления. Для этого преподаватель даёт определённую установку:
Реферат должен содержать: обоснование выбранной темы, актуальность поставленной проблемы, полноту цитированной литературы.
Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, план, вступление, основная текстовая часть, написанная согласно плану, и список использованной литературы, оформленный согласно стандарту.
На титульном листе необходимо указать ФИО, название учебного заведения, тему реферата, и ФИОруководителя. Объем реферата должен составлять 12-15 стр. набранных шрифтом 14 Times New Roman через 1,5 интервала.
При написании доклада важно учитывать, что это официальное сообщение, которое может быть посвящено заданной теме, содержать описание состояния дел в какой- либо сфере деятельности или ситуации; взгляд автора на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути решения проблемы. Доклад может быть устным и письменным. И в том, и в другом случае докладчик представляет тему, развернутую в тексте, аудитории или какому-то определенному лицу. Для современного представления устного доклада, как правило, составляются тезисы — опорные пункты выступления докладчика (обоснование актуальности, описание сути работы, выводы), ключевые слова, которые помогают логически стройному изложению темы, схемы, таблицы и т.п. В зависимости от ситуации объем тезисов может быть от 1 до 10 страниц. Чтобы выступление было интересным и понятным слушателям, к нему необходимо тщательно подготовиться.
Для удержания внимания аудитории большое значение имеет хорошая речь оратора, а также мимика и жесты, которые должны быть естественными. Так, если оратор переходит от одной мысли к другой, вполне уместна смена движений, жестов; однако чрезмерная подвижность отвлекает от смысла речи.
Письменный доклад должен включать все необходимое, чтобы быть максимально понятным не только лицу, которому он адресован, но и другим людям, которых заинтересует обозначенная в докладе тема. Поэтому письменный вариант доклада отличает более строгий стиль изложения (характерный для документа), нежели в устном варианте.
Материал для самостоятельной работы студентов должен соответствовать
следующимпринципам:
1. Анализ изучаемого материала на основе вопросов: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе?
Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в изменённом виде.
2. Определить способы обработки материала.
3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.
4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.
5. Подготовиться для решения следующих задач:
- формирование умение устанавливать и выяснять непонятное, выделять главное
- формирование умений устанавливать связи
6. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.
В заключении хочется отметить, что самостоятельная работа предполагает не только освоения курса дисциплины, но вместе с тем помогает освоению навыков самостоятельной учебной и научной работы и осознанию ответственности процесса познания. Поэтому самостоятельная работа является основным эффективным способом подготовки квалифицированного специалиста.