«Өнер колледжі – музыкалық-эстетикалық бейімдегі дарында
балаларға мамандандырылған мектеп-интернат» КММ
КГУ «Комплекс «Колледж искусств – специализированная школа-интернат для одарённых детей музыкально-эстетического профиля»»
«Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося»
Воспитание и обучение игры на инструменте составляют единое целое в процессе подготовки музыканта. Без развития инициативы и самостоятельности учащегося обучение немыслимо, так как сознательное усвоение материала в процессе обучения – один из основных принципов подготовки.
- На начальном этапе обучения педагог пробуждает инициативу учащегося в процессе самого урока. Один из методов работы – дать самостоятельно доучить наполовину выученное произведение. Затем можно предложить ученику выучить самостоятельно уже целое произведение.
- Развитию творческой инициативы учащегося способствует и метод косвенного обучения. Тщательно и скрупулезно подводя ученика к раскрытию замысла произведения, педагог оставляет ученику основные проблемы в работе. Как известно, наиболее прочные знания те, которые «добыты» учеником самостоятельно.
- Существует и метод показа, когда ученик прослушивает «готовое исполнение». В этом случае он фиксирует в памяти как бы образец звучания и старается приблизить свое исполнение к этому эталону. Поток путей достижения результата способствует развитию его инициативы, т.к. педагог и в этом случае не дает готовых рецептов. В работе над музыкальным произведением нельзя ограничивать исполнение произведения учеником рамками представлений педагога. Это не означает, однако, что ученик может выходить из рамок стиля. Задача педагога – найти ту «золотую середину», которая, с одной стороны, предоставляла бы возможность развития самостоятельности мышления ученика, а с другой – удерживала бы его в пределах данного стиля.
- Чтобы развить самостоятельность ученика, можно применять и такой метод, как выбор произведения по его желанию. Если предложенное учеником произведение имеет художественный интерес и соответствует уровню его развития, педагог может внести его в учебный план.
От педагога требуется умение создать творческий настрой в классе специальности, чему часто способствует его собственная эмоциональная заряженность. Ученик всегда старается подражать своему учителю, и, если он постоянно ощущает такую эмоциональную отдачу с его стороны, то просто не может на нее не отозваться. Атмосфера эмоционального переживания при исполнении музыки должна быть постоянной.
Использование того или иного метода для развития инициативы и самостоятельности ученика зависит от его индивидуальных качеств, прежде всего, его психических свойств. Надо учитывать вкусы и интересы каждого ученика.
Главной целью педагога в классе специальности является достижение учеником мастерства, т.е. суммы знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе тщательной и кропотливой работы. Одним из направлений работы, связанным с достижением поставленной цели и является развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося.
Пронин Николай Петрович
Преподаватель специальных дисциплин по классу баяна
25 ноября 2019 г.