В настоящее время, общество ставит перед школой задачу повышения качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного уровня преподавания каждого предмета. Чтобы стать успешными в современном информационном обществе, обучающиеся должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и самостоятельность мышления. Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к педагогу: готовность работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса, преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования. Сегодня каждый педагог стремится так построить учебный процесс, чтобы каждый ученик не просто бездумно принимал инструкцию педагога, а мог самостоятельно и активно участвовать в собственном обучении, понимать и анализировать все свои достижения и ошибки, выстраивать траекторию своего дальнейшего обучения.
Математика является одним из наиболее сложных школьных предметов, поэтому невозможно добиться одинакового результата усвоения материала от всех учащихся. Работая в условиях классно-урочной системы педагог, как правило, выдает материал ориентируясь на «среднего» ученика. Но, как нет двух одинаковых листьев на дереве, так и нет двух обучающихся в классе, обладающих одинаковыми способностями. Одна и та же учебная задача может оказаться для одних учащихся легко выполнимая, для других сложной, неразрешенной проблемой. Успешность в обучении ребенка зависит не только от деятельности педагога, но и от его способностей, познавательных возможностей, особенностей мышления, памяти, воображения, восприятия, физического здоровья. Поэтому перед учителем математики встает задача, организовать так учебный процесс, чтобы разные по уровню усвоения учебного материала, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.
Решением поставленной задачи является использование на уроках дифференцированного обучения. Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Использование данной технологии позволяет педагогу работать на уроке одновременно со всеми учащимися, не усредняя их уровень знания, позволяя сильным учащимся иметь возможность творческого роста, а слабым- видеть перспективу успеха. Дифференцированное обучение позволяет создать психологические комфортные условия для обучающихся на уроке, тем самым снижает беспокойство, перегрузки и повышает мотивацию к обучению.
Для того, чтобы осуществить на уроке дифференцированное обучение, необходимо сформировать из числа учащихся класса 3 группы. Первая группа-это учащиеся с низким уровнем обученности, имеющие пробелы в знаниях. Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий. Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.
Работа групп проходит в рамках урока, где осуществляется дифференцированный подход на различных этапах урока. При этом учитель использует разные способы дифференциации: по объему учебного материала, по уровню трудности, по уровню творчества, по степени самостоятельности, по характеру помощи учащимся. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости — творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся. Сюда входят задания для учащихся с различным уровнем знаний. Можно использовать задания с постепенно повышающей сложностью.
Дифференциация заданий по объему учебного материала предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
В качестве дополнительных можно использовать творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера, карточки.
Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й — полусамостоятельная, для 3-й — фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Это может быть выполнения заданий по образцу, использование справочного материала, памятки, таблицы, схемы, план решения задачи, вспомогательные вопросы учителя.
Таким образом, дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации. Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности.