На сегодняшний день система профессионально-технического образования представляет собой основную форму поэтапной подготовки квалифицированных, соответствующих уровню и профилю рабочих кадров, конкурентоспособных на современном рынке труда.
В подготовке грамотного рабочего, владеющего всеми необходимыми профессиональными технологиями, ведущее место принадлежит мастеру производственного обучения. Мастер производственного обучения обязан не только обучать профессиональным умениям и навыкам, но и уметь квалифицированно анализировать и решать педагогические ситуации, уметь критически относится к своей работе, видеть ее сильные и слабые стороны. Именно он передают учащимся знания и опыт, воспитывает активную жизненную позицию, формирует личность, прививает моральные и этические качества. Одной из важнейших задач мастера является создание дружного, психологически здорового и работоспособного коллектива, где подростки не только обучаются выбранной профессии, но и развивают интеллектуально-творческие особенности, что в сою очередь обеспечивает возможность социального, научного и технического прогресса.
Мастер производственного обучения во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного студенческого коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями. Педагогическое влияние мастера производственного обучения на студентов осуществляется на занятиях производственного обучения и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, мастер п/о является одной из центральных фигур образовательного, учебно – производственного и воспитательного процессов.
Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Нами выделены следующие формы воспитания личности в процессе производственного обучения:
1. Коллективное воспитание осуществляется в процессе совместного обучения подростков навыкам профессии, посещении выставок, музеев, во время праздничных чаепитий и различных тематических вечеров. Беседы с учащимися могут проводиться по текущим вопросам, возникающим в группе, а также подготовленным темам, например: о вреде наркотических средств, о правилах безопасности в общественном транспорте, об истории возникновения праздника «новый год».
2. Индивидуальное воспитание реализуется через личные беседы с учащимся как в учебное время, так и в любое время, когда возникает необходимость, например, конфликтная ситуация со сверстниками, проблемы дома и прочие жизненные ситуации, когда мастер выполняет функцию наставника.
Индивидуальная беседа является весьма сложным методом работы. Для того, чтобы она возымела действие на учащегося необходимо точно представлять цель беседы, продумать ее содержание и форму. Кроме того, беседа должна проводиться человеком, пользующийся уважением и доверием у учащегося, чтобы он смог «открыться» и правильно принять смысл беседы. Не приемлем нравоучительный тон, подчеркивание некомпетентности подростка, вызывающие непременно негативную реакцию и сведение к минимуму усилий мастера.
Умелый педагог должен обладать критичностью мышления, быть способным подвергать сомнению свою деятельность, объективно оценивать себя и результаты своих действий, видеть собственные недочеты и просчеты. Здоровая неудовлетворенность своими успехами - признак если не состоявшегося, то будущего педагога-мастера. Велика радость, когда тебя хвалят. Но нужно уметь выслушивать критику, хотя это бывает подчас мучительно трудно. Однако педагогом не стать, если человек умеет слушать о себе только приятное. Ковровой дорожки в педагогике нет.
Любому педагогу, а мастеру производственного обучения в особенности, требуется большая выносливость нервно-психологической системы, так как нервная нагрузка в профессии педагога чрезвычайно высока. Особенно важны для педагога выдержка, способность к торможению, сочетающаяся с быстротой реакции, с находчивостью, эмоциональной уравновешенностью, умение владеть своими чувствами.
Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств.
Мастеру принадлежит решающая роль в воспитании у учащихся любви к профессии. Именно он должен раскрыть лучшие стороны профессии так, чтобы учащиеся увлеклись ею, тогда будет хороший результат и в обучении, и в воспитании. Важно, чтобы мастер видел малейшие достижения воспитанника, знал, в чем он испытывает трудности, мог определить, какой результат труда для учащегося будет радостным событием, вовремя помог ему закрепить и развить этот успех.