Резюме: культура ведения здорового образа жизни у школьников во все времена являлась одной из основных задач педагога. В современном мире достаточно много внешних факторов, влияющих на формирование образа жизни, среди прочих есть и те, что потенциально толкают молодежь на пути, не совместимые со здоровым образом жизни. Актуальность поиска путей его привития и сохранения является высокой.
Аскарова А.Т. asem.askarova@mail.ru
КГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха»
г. Караганда, Республика Казахстан
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СПОСОБЫ ЕГО СОХРАНЕНИЯ
Согласно официальному определению от Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов[1]. Высокая степень здоровья является основополагающим фактором для гармоничного существования, а также залогом благополучия и комфортабельного пребывания в социальной среде. Степень значимости педагогов в формировании взглядов на здоровый образ жизни у подрастающего поколения очень сложно переоценить, так как солидную часть информационного поля школьники получают именно от педагогов. Другую часть информационного поля формируют: семья, окружение, масс-медиа. Из данного тезиса следует, что критическими точками в конструировании понятия ответственности за здоровье через культуру ведения здорового образа жизни будут именно информационные поля.
По литературным данным, за последние годы отмечается резкое снижение лиц подросткового возраста (согласно официальной трактовке ВОЗ возраст от 10 до 17 лет). Объясняется это высокой частотой подростковых самоубийств, Республика Казахстан занимает одно из лидирующих мест по вышеуказанному показателю[2]. Основываясь на этом, сообразно предположить, что предиктором для увеличения удельного количества лиц подросткового возраста является воздействие, направленное на снижение частоты случаев подростковых самоубийств.
Важнейшую роль в этом необходимо предоставить школьным психологам. Как и во многих случаях, успешное решение проблемы заключается в ранней профилактике, с этой целью разумным видится проведение рутинных исследований, направленных на раннее выявление предрасположенности к суицидальным настроениям, формы исследования представляют собой тестирования согласно стандартным разработанным методикам. Помимо прочего, есть необходимость в создании единой концепции психологической помощи при выявленных случаях суицидального поведения у школьников.
Следующая критическая точка – семья. Данный институт занимает доминантную позицию в формировании мировоззрения, личностно-психологических качеств и многих других характеристик человека. Воздействие на данную критическую точку со стороны педагога представляет собой наиболее сложную задачу, так как серьезно ограничена рамками компетенции учителя, однако, не смотря на это, организации образования косвенно имеют точку опоры в решении данного вопроса.
Наиболее подходящим инструментом является проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, в которых принципиально важным будет участие членов семьи ученика, данные мероприятия укрепят уже существующие семейные связи, кроме того, привнесут культуру ведения здорового образа жизни опосредовано через соревновательно-спортивные мероприятия.
Для подростков 10-17 лет немаловажную роль в психологическом становлении играет окружение, доказано, что в процессе онтогенеза личность на разных этапах развития находится в поиске «авторитетов» - это подобные ей участники социальной жизни, на которые равняется формирующаяся психика. За частую,проблема слепого подражательства сверстникам или более старшим основывается на неумении мыслить критически, в таких случаях высока степень риска приобретения вредных привычек или же образа жизни, который бы неблагоприятно сказывался на здоровье.
Вероятным ключом в решении данного аспекта проблемы является внедрение системы по критическому мышлению на педагогическом уровне, в таком случае роль учителя будет заключаться в даче навыков обработки информации и умению формирования собственного мнения на социальные явления жизни, соответственно с этим, возрастет роль таких дисциплин, как «самопознание» и «критическое мышление», в случаях, когда одна из этих дисциплин не предусмотрена официальным планом, разумным следует считать внеурочное внедрение наиболее действенных в вопросах критического анализа тем.
Роль современных масс-медиа и глобальной сети не заслуженно недооценивается педагогами старого поколения, однако, практически от 70 до 80% свободного времени школьники старших классов проводят именно в глобальной сети [3]. Зачастую, имеется стойкая тенденция предпочтения проведения времени онлайн, нежели в живом общении со сверстниками [4]. Подобная картина демонстрирует уязвимость умов молодежи, так как имеется большой контраст в контенте различных ресурсов, среди прочих имеются и те, что в последствии могут нанести реальный физический вред как психологическому, так и физическому здоровью.
Решение данного вопроса слепым ограничением доступа к потенциально опасному материалу видится несообразным, вышеуказанная рекомендация по критическому мышлению, вероятнее всего, окажется компетентной и этом случае. Вторым механизмом является активная пропаганда изучения образовательного контента, направленного на формирование здорового образа жизни, в качестве примеров могут выступать спортивные блоги, научно-технические ресурсы.
Подведя итог, можно с уверенностью сказать, что современная социальная система ставит достаточное количество вызовов перед педагогами в части воспитания у школьников старших классов культуры ведения здорового образа жизни, потенциальные угрозы, которые могли оказать негативное влияние, присутствуют практически во всех возможных информационных полях. Важной задачей современного педагога является повсеместная регуляция информационного пространства, и основным помощником в данной регуляции должен выступит сам учащийся и его семья. Синхронность и векторность направления совместных действий приведет к положительному результату в виде формирования здорового, критически мыслящего, прогрессивного поколения.
1. Л.Б.Лазебник Здоровье, болезнь и промежуточные состояния (к 60-летию принятия ВОЗ формулы здоровья): Передовая статья УДК 614.2 2009
2. Аналитический доклад за 2010-2015 гг. Генеральной прокуратуры РК «Детский суицид».
3. Ковальчук А. С., Блошенкова А. Н. Досуг и свободное время в трудовом объединении молодежи: Учебное пособие. М.: МЦТЗМ «Перспектива».
4. Головина Г. В. Культура досуга и культурное формирование личности. В.: Вестник МГУКИ, 2011.